Конституционная реформа на Украине вошла в тупик

Конституционная реформа на Украине вошла в тупик


Мало кто знает, но пункт 11-ый Минских соглашений гласит о проведении конституционной реформы. Обновленный Основной Закон должен обеспечить начало процедуры децентрализации власти на Украине, с приданием больших полномочий органам местного самоуправления. Помимо этого, новая Конституция должна стать гарантом принятия особого статуса Донецкой и Луганской областей на постоянной основе. Срок имплементации не позднее конца 2015 года. Сейчас мы будем говорить не о соблюдении/несоблюдении МС, а скорее о выполнении именно 11-го пункта данного документа.

28 июня - День Украинской Конституции


Сегодня Украина отмечает 19-ю годовщину Основного Закона. За свою историю украинская Конституция не раз подвергалась изменению. Примечательно, что Украина в 2004 году стала парламентско-президентской, а уже в 2010 – президентско-парламентской республикой. Связано это, конечно же, с желаниями вступивших в должность президентов попытаться узурпировать власть, сконцентрировав в своих руках как можно больше полномочий. Ныне на Украине действует Конституция в редакции 2004 года, т.е. страна де-факто должна являться парламентско-президентской. При нынешней модели власти президент довольно ограничен в своих действиях, например, он не может предлагать кандидатуру премьера, ее должен выдвигать парламент. Более того, глава государства имеет право назначать только двух министров – обороны и иностранных дел.

Порошенко узурпатор

И если по приходу к власти Петр Порошенко не стал настаивать исключительно на президентской модели, так как это могло вызвать определенное недовольство Майдана и его сторонников, то сейчас, когда события относительно поутихли и на Крещатике не жгут покрышки, господин Порошенко пытается сконцентрировать в своих руках ещё больше власти. И вот каким образом. Вариант предложенной Порошенко Конституции подвергся значительным изменениям. В первую очередь, она предусматривает децентрализацию власти в стране, с приданием больших полномочий на месте. Местная система самоуправления будет преобразована в 3 уровня. Теперь АТЕ будут делиться на регионы, далее районы и общины, при этом Конституция не предусматривает никакой федерализации. Общинам предоставлена самая обширная власть и финресурсы, так как в нее может входить несколько населенных пунктов. Однако не все лежит на поверхности в этой реформе. Президент страны оставляет за собой право снимать местную власть, назначая на эту должность специально уполномоченного президентского ставленника сроком на 1 (!) год. Сам Порошенко комментирует это прямой возможностью противостоять вдруг возникшему сепаратизму, и хочет назначать местные выборы.

Чего конкретно хочет Донбасс

Представители ЛДНР выступа 2000 ют за несколько иной вариант Основного Закона. Независимые республики настаивают на сохранении должностей за нынешними руководителями, а также предоставлении возможности местной власти самой назначать/отставлять своих глав, полностью нивелируя значения президента страны в этом вопросе. Кроме того, на бессрочной основе должен быть закреплен закон, который предоставит Донбассу особый статус, а также возможность самим принимать решения, как по внутреннему взаимодействию, так и по внешнему. Что интересно, нововведения, предложенные ЛДНР, предусматривают сотрудничество и торговлю с Россией. Пакет данных изменений несколько раз представлялся Киеву через рабочую подгруппу Минск-2, однако официальные власти утверждают обратное, якобы такого не было.

Сегодняшнее положение вещей

Разбираться в сложившейся ситуации, кто прав, кто виноват нет никакого смысла, необходимо искать пути взаимодействия, а не возможности обхитрить другого, как это делает рабочая группа и сам лично Порошенко. Проект будущей Конституции не может и не должен разрабатываться без учета мнений и особенностей каждой из сторон. В ином случае этот закон не будет иметь никакого смысла. Точки соприкосновения здесь ясны: Порошенко желает оставить за собой контроль за всеми АТЕ посредством назначения своего человека (а ведь так и будет), другая сторона – Донбасс – желает остаться при своих избранниках, кроме того, хочет и впредь выбирать их самостоятельно. На мой взгляд, все просто и понятно.

Таким образом, мы снова оказываемся в тупике неправильной имплементации Минских соглашений, когда главной целью украинского правительства по-прежнему является деятельность в угоду своим интересам вместо адекватного рабочего диалога по реализации конституционной реформы.


ff89fbd0

Самое читаемое сегодня

Главные новости дня