Зонд НАСА заглянул в загадочный мир системы Плутона

К Плутону, отдаленному от Солнца почти на 6 миллиардов километров, приближается автоматическая межпланетная станция НАСА New Horizons. Добралась, шлет фото. На последних, сделанных с расстояния 23 миллиона километров, заметно какое-то яркое пятно, природа которого ученым пока не ясна. Оно сияет вблизи северного полюса карликовой планеты.

Так Плутон сейчас выглядит с борта станции New Horizons: он чем-то сверкает.

Удивляют астрономов и спутники Плутона. У него есть большой спутник - Харон, который превращает Плутон в двойную планету. Вокруг этой пары вращаются четыре крошечных спутника, превращая все "семейство" в так называемую систему Плутона.

Плутон (внизу) и Харон - двойная планета.

Диаметр Плутона - примерно 2400 километров, Харона - 1200. Диаметр Гидры - 45 километров, Никты - 40, Кербера - 25, Стикса - 7 километров. Харон шарообразный, а остальные спутники похожи на картофелины.

Сложные гравитационные взаимодействия в системе Плутона приводят к тому, что мелкие спутники двигаются хаотично - вращаются в разные стороны, покачиваются и то и дело переворачиваются.

- Если бы люди жили на одном из спутников Плутона, то им было бы трудно определять, когда и откуда взойдет Солнце каждый новый день, - подчеркнули специалисты НАСА.

Спутники Плутона, снятые с помощью орбитального телескопа.

Хаос, который царит в системе Плутона, не пугает ученых, которые уверяют, что смогут рассчитать орбиты спутников и проложить безопасный маршрут для станции New Horizons непосредственно к Плутону - так, чтобы не столкнуться с каким-нибудь "крошкой". И уже известно, что других спутников кроме уже обнаруженных, там нет.

Ожидается, что 14 июля 2015 года станция приблизится к Плутону на расстояние в 12500 километров. Это - довольно близко. Аппаратура, установленная на New Horizons позволит сделать качественные снимки. Люди впервые увидят в подробностях столь далекий мир.

Спутники Плутона похожи на картофелины.

СПРАВКА КП

Плутон необъятен как Россия

До 2006 года Плутон считался полноценной девятой планетой Солнечной системы. Но был понижен в "звании" до карликовой планеты. Каковой он сейчас и числится вместе со вновь открытыми близкими по весу карликовыми собратьями - Кваваром, Седной и Эридой. Последняя - вообще массивнее Плутона почти на треть.

Занятно, но площадь поверхности Плутона составляет примерно 18 миллионов квадратных километров - почти как у России.

Плутон и Харон в сравнении с Землей и Луной.

Плутон открыл в 1930 году астроном из обсерватории Лоуэлла Клайд Томбо. За что получил медаль от Лондонского королевского астрономического общества с изображением выдающегося британского астронома Уильяма Гершеля.

Было три варианта для названия открытой планеты - Минерва, Кронос и Плутон. В обсерватории единогласно проголосовали за последний, предложенный Венецией Берни - 11-летней школьницей из Оксфорда.

Сейчас это кажется невероятным. Но примерно через 7-8 миллиардов лет Солнце превратится в красного гиганта и поглотит Землю. Ныне холодный и мрачный Плутон станет теплым и светлым. То есть, станет местом, которое сможет приютить у себя жизнь. Возможно, туда переселятся наши далекие потомки, а возможно жизнь зародится вновь.

Предполагаемое строение Плутона: 1. Замерзший азот 2. Водяной лед 3. Силикаты м водяной лед.