Еврейский «Титаник»

Еврейский «Титаник»

Фестиваль открылся кинокартиной «С незапамятных времен» (Time Out of Mind - такое название уже было у фильма 1947 года Роберта Сьодмака и альбома Боба Дилана 1997 года). Режиссер Орен Моверман без огонька, как-то чересчур правильно перелицовывает созданный знаменитыми фильмами 1970-х годов миф о неприкаянных душах, «пугалах» благополучной Америки. Ричард Гир играет бомжа, копающегося в помойках и время от времени находящего там для себя вкусный кусочек. Его герой спит на картонках под мостом - иногда даже и не один, а с бездомной дамой, отгоняет во время трапезы мышь, стоит в унизительной очереди в ночлежку и водит — куда же без этого? - дружбу с пожилым чернокожим.

Гира, получившего на открытии специальный приз за достижения в жизни, упрекнуть не в чем: он честно старается выйти за рамки своего лощеного амплуа и даже готов ради этого в реале просить милостыню (забавно, что прохожие, не знавшие что идут съемки, давали ему еду, никак при этом не опознавая). Но битых два часа на его очень однообразные страдания смотреть скучно. Из желания снять «радикальное кино», режиссер вместе с голливудскими условностями отбросил за ненадобностью и такой пережиток, как драматургия. Впрочем, в финале, как истинный американец, не смог отказать себе в надежде на хэппи-энд.

Украинская «Песнь песней» Евы Нейман — живописно-поэтическое режиссерское сочинение по мотивам Шолом-Алейхема

Едва ли не единственным эстетически осмысленным, и потому лучшим фильмом конкурсной программы, никогда не отличавшейся в Карловых Варах особой силой, пока является украинская «Песнь песней» Евы Нейман — живописно-поэтическое режиссерское сочинение по мотивам Шолом-Алейхема. Фильм, снятый на русском языке с участием украинских и российских артистов, принадлежит традиции поэтического украинского кино, заставляет вспомнить Параджанова и Муратову и легко мог бы быть сделан лет тридцать назад на киностудии им. Довженко. Такое старомодное «авторское кино» с картинными фронтальными мизансценами и литературным текстом за кадром, разумеется, может раздражать, но оно точно предпочтительнее малоталантливой «актуальности» прочих конкурсных фильмов.

Лирический сюжет поделен на две части — первая (и лучшая) повествует о детской любви мальчика Шимека и девочки Бузи, вторая возвращается к ним, уже повзрослевшим и неотвратимо разделенным ее будущим замужеством. Действо, окрашенное меланхолией и ностальгией, но при этом отнюдь не лишенное юмора (чего стоит одно появление актера Напевного из фильмов Киры Муратовой в роли одной из еврейских бабок), разворачивается на фоне эксцентрической панорамы провинциальной еврейской жизни начала прошлого века — картина Нейман оплакивает в равной степени и ушедшую юность ее персонажей, и их гибнущую любовь, и уютно-нафталиновый мирок русского еврейства, которому предстоит скоро исчезнуть в предстоящих войнах и революциях.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ КОЛОНКУ АВТОРА

Полный игнор

Карловарский фестиваль проводится в этом году в 50-й раз, и гостям, как всегда, будет чем на нем поживиться. Будет вполне достойная конкурсная программа — с новыми лентами актуальных режиссеров Дитера Брюггемана («Крестный путь») и Флориана Щербана («Хочу свистеть — свищу»), оба — недавние лауреаты Берлинале. Будет мировая премьера очередного свершения Ким Кидука. Будет, как всегда, огромная, отлично составленная панорама лучшего независимого кино (подробности)


ff89fbd0

Самое читаемое сегодня

Главные новости дня