Плановые провалы

Плановые провалы

Это звучит почти неприлично, но уровень конкурса Московского кинофестиваля в этом году был выше того, что приходится смотреть на юбилейном фесте в Карловых Варах. Обычно бывает ровно наоборот. Но в этом году получилось именно так. Даже фильмы лауреатов прошлых Берлинале, увы, не спасли. Впрочем, с самого начала было ясно, что если после успеха в Берлине режиссер попадает в конкурс Карловых Вар, значит, ничего приличного он не снял. Такое случается, особенно со вчерашними дебютантами.

Сценарий произведения под названием «Хайль!» (Heil) – мешанина двух десятков недоразвитых персонажей и их беспрестанной болтовни

Румын Флорин Щербан за дебют «Хочу свистеть — свищу» пять лет назад совершенно справедливо снискал в Берлине две неслабые награды — Гран-при жюри и приз за художественные инновации. Сказать, что второй фильм режиссера, «Бокс» (Box), намного слабее первого, значит ничего не сказать. Сюжет тянет только на мусорную корзину, в лучшем случае - на короткометражку, причем мы уже повидали такие в большом ассортименте. 19-летний боксер с отличной фигурой и щенячьими глазами полфильма молчаливо преследует на улице актрису намного старше его. Боксер только входит в бизнес нелегальных цыганских боев, и у него в нем большое будущее. Актриса участвует в чудовищной постановке «Трех сестер» (то ли нарочно чудовищной, то ли по-другому режиссер не может), и ее достала семейная жизнь и быт. Химии между героями не наблюдается, но в финальном кадре волею автора им придется уединиться в двухзвездочном отеле. Для обозначения «лирического начала» в вымученном, без всякой энергии и вдохновения сделанном фильме время от времени включают цыганскую музыку — знак деградации знаменитой своим минимализмом румынской «новой волны».

Дитрих Брюггеман выиграл на позапрошлом Берлинале приз за лучший сценарий к превосходно структурированному, радикальному, антиклерикальному фильму «Крестный путь». Сценарий его нового произведения, под задорным названием «Хайль!» (Heil) – мешанина двух десятков недоразвитых персонажей и их беспрестанной болтовни. Идея сатирической комедии на тему роста неонацистских настроений в Германии, безусловно, прекрасна, но от идеи до реализации — огромный путь. И далеко не всякий, даже самый одаренный режиссер справится с такой задачей. Брюггеман — явно не Эрнст Любич, не Чарли Чаплин и даже не Роберто Бениньи, по чьим следам он пытается идти, работая в непростом, мягко говоря, жанре «комедии про фашизм». За интенцию скажем спасибо, но все, на что оказался способен оступившийся режиссер, - это примитивный сюжет о потере памяти. Вот персонажи и лупят друг друга лопатами по башке — по сложной режиссерской мысли, только так неонаци способны стать нормальными людьми. Скорее всего, это действительно так, но многократное использование лопаты режиссером, работавшим ранее куда более тонким художественным инструментом, способно вызвать только нервический смех — причем вовсе не в тех местах, в которых хотелось бы автору этой комедии.


ff89fbd0

Самое читаемое сегодня

Главные новости дня