Андрей Кагадеев: «Порошенко ничуть не лучше Януковича, но зачем вы друг друга поубивали-то из-за них?»

Андрей Кагадеев: «Порошенко ничуть не лучше Януковича, но зачем вы друг друга поубивали-то из-за них?»

Группа «НОМ» выпустила очередной концептуальный альбом, получивший на этот раз название «Оттепель»

В интервью нашему мультипорталу лидер коллектива Андрей Кагадеев рассуждает об эпохе «золотых 60-х», антивоенных демаршах, продажных политиках, вездесущих интернет-троллях, «запахе кремлевских и американских денег», а также о ценных навыках, помогающих воплотить все эти неоднозначные явления на сцене.

Группа «НОМ». Фото предоставлено представителями коллектива

KM.RU: Готовя предыдущий альбом «Семеро смертных», вы признавались, что у вас уже были в сундучке какие-то заготовки, которые уже потом встраивались в удачно найденную концепцию семи смертных грехов. С «Оттепелью» дело обстоит подобным образом?

- Действительно, для «Семеро смертных» у мня какие-то тексты уже были, потом мне пришла идея, как их систематизировать. Но нельзя сказать, что весь материал был готов заранее. Текстов было, может быть, 2-3, а потом я уже начал вспоминать, как несколькими годами раньше Николай Копейкин мне показывал песню, которая идеально подойдет под «жадность», что-то я стал досочинять, добавил постскриптум, и это всё сложилось.

На самом деле, в этом плане «Оттепель» похожа на тот альбом. Полтора года назад мы сочинили песню «Украинская лирическая», на которую я даже снял клип. Дальше у меня возникла мысль обратиться в сторону эстетики 60-х. Глобально, а не просто формально, как, например, группа «Браво». Я хотел погрузиться в эту эпоху целиком – с ее духом, звуками, идеями. Я перечитал много произведений Вознесенского и Евтушенко того времени. И, в принципе, у меня родился концепт опять-таки на бумаге. В таком виде я разослал план альбома своим музыкантам еще год назад.

Шестидесятники слушали «Голос Америки» в прямом эфире. Вот такая у меня возникла концепция, и уже к ней я принялся сочинять. Вступительное инструментальное произведение а ля Александр Зацепин было задумано заранее. Далее песня «Оттепель» была навеяна поэмой Евтушенко «Братская ГЭС», «над Красной площадью свист, свист, свист» цитата именно оттуда. На самом деле, это опять была работа на заданную тему, и все музыканты довольно хорошо в этом плане потрудились. Все прониклись, и, в общем-то, получилось. Безусловно, это также обращение к истокам рок-музыки как таковой. Потому что, на мой взгляд, всё самое интересное было придумано в 60-е и начале 70-х. Всё дальнейшее – это уже повторы. Поэтому в альбоме присутствуют такие «вудстокские» куски. К тому же 60-е прошли под фон войны во Вьетнаме, отсюда – антивоенная тематика.

А наша война ближайшая – сами понимаете, какая. Так что антивоенный дух тут должен был быть и, естественно, присутствует. Все лучшие произведения того времени – Doors, Creedence, Pink Floyd – как раз об этом.

<

KM.RU: То есть к украинской теме через эпоху Оттепели вы пришли именно через антивоенные реалии?

- Нет, мне, скорее, захотелось сделать более объемный и интересный альбом, посвященный «шестидесятничеству», потому что я сам вышел из этого времени, и мне это близко. Антивоенная тема там была заложена, и, соответственно, необходима в альбоме. Естественно, я к ней обратился в данном ключе.

KM.RU: Понятно, что «Оттепель» - это еще и экстраполяция на современность.

- Опять же, время надежд. Мы попытались сделать программу, которая была бы, как всегда, жестко-сатирической, но при этом, на мой взгляд, дух-то получился светлый и легкий. Вот что хотелось. Не тяжелый, не напряжный.

KM.RU: Говоря о современности, многие сравнивают ее даже не с Оттепелью, а Застоем.

- Ну, я не знаю – я же не политолог! Я не берусь судить, по каким линиям развивается наше общество. Безусловно, оно развивается по каким-то спиралям, и мы периодически узнаем что-то похожее.

KM.RU: Как вы оцениваете фигуру Хрущева? Одни считают, что он дал свободу, другие его проклинают.

- Ну, неоднозначно, да. С одной стороны, Хрущеву хватило смелости выступить против Хозяина – правда, уже мертвого. С другой стороны, он давал приказы расстреливать рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Одним словом – политик! К своим 55-ти ходам я уже потерял всякие иллюзии насчет людей, которые идут в политику. Я знаю, что туда попадают не лучшие люди, поэтому понятно, что при отборе этих лестниц нами управляют не лучшие представители общества. Они решают свои какие-то сугубо сучьи подленькие вопросы – так уж получилось. Еще Пелевин написал в «Омоне Ра», что если взять идею коммунизма как Города Солнца Кампанеллы, то это действительно прекрасно, но коммунисты – это очень приземленные, прагматичные и подловатые люди. И политики такие. Я не считаю, что Обама – великий демократ. За какую демократию боролась Америка во Вьетнаме? Они же десять лет там жгли друг друга и делали черт знает что. Это что, была правая война? Нет. И сейчас так же – жгут друг друга и пытаются разделить – ты за этих или за тех. Да неправда это – нет там правых! Суки опять дерутся за бабло. Никакие там ни Меркель и ни Обама, ни Путин и ни Порошенко не являются фигурами, которых можно уважать. Мне странно, что люди в очередной раз наступают на эти грабли и начинают с…ться друг с другом. Для меня это удивительно.

KM.RU: Именно эту идею вы и пытались донести в «украинских» песнях «Оттепели»?

- Именно так. И не надо меня никуда причислять. Я понимаю, что в первых же комментариях об альбоме меня пытаются приписать: «Ага, а вы, оказывается ватники!». Да, а два года назад, когда мы выпускали песни, типа «Железный Буратино», «Гимн Новой России», «Скотина», вы что писали? «Чувствуем запах американских денежек – понятно!». А теперь они чувствуют «запах кремлевских денег»… Так вот подумайте, кто из нас дурак.

KM.RU: В этом плане очень интересно, как в альбом вписалась старая песня «Гости». Почему решили сделать именно ее?

- Честно говоря, просто жалко – песня хорошая. В свое время она была неправильно аранжирована, и мы теперь ее просто доработали. А песня метафоричная, она как бы ни о чем и обо всем угодно. Хорошее музыкальное произведение, которое хотелось зафиксировать в том виде, в котором мы ее сейчас исполняем.

KM.RU: Какие музыкальные источники вдохновения у вас были в «Оттепели»?

- Pink Floyd – музыкальные кумиры моего школьного детства. Пожалуй, самое мое яркое впечатление современности – это когда я попал на шоу In The Flash Роджера Уотерса. Два отделения по полтора часа – это, конечно, важная для меня веха. Разумеется, мы во многом цитировали по-своему в этом проекте Pink Floyd. В целом, что-то выделить трудно. Тот же наш композитор Николай Гусев, например, старше меня, а Алексей Зубков, наоборот, самый младший. Получается, у каждого было свое видение и своя музыка 60-х в голове. То, что мы сейчас показываем – это, в любом случае, совместный проект.

KM.RU: Группа «Перкалаба» тоже повлияла или же представлена больше в пародийном ключе?

- Здесь, скорее конкретный персонаж. Опять-таки, вот вам кривое зеркало. Это наш старый приятель, мы его все знаем с 88 года. Так что в номере «Мох и Посланник» мы посмеялись над его нынешними заявлениями и выступлениями в соцсетях. Я в них абсолютно не верю и думаю, что он лукавит, а сам всё прекрасно понимает, но преследует какие-то свои шкурные цели, поэтому начинает нам вот это гнать. Записывает группу «НОМ» в ватники и считает, что своим творчеством мы льем воду на мельницу «кровавого режима Путина».

KM.RU: Почему «Мох и Посланник» не был показан на презентации в клубе «ТеатрЪ»?

- Потому что он требует театральной постановки. Это не номер для рок-концерта.

KM.RU: Но ваше концертное шоу, в любом случае, не является спонтанной импровизацией. Это же жестко отрепетированные вещи.

- Тем не менее, это все-таки немного другой жанр. Там авторский текст, необходимо играть, нужен театр. А на концерте люди поют, играют и происходит некое сценическое движение. Там очень много текста, и вообще это радиопостановка.

KM.RU: Но вы не планируете это в том или ином виде представить?

- Не знаю, может быть. Посмотрим.

KM.RU: А как вообще вам удается осуществлять такие масштабные концертные постановки? Ведь это же титанический труд…

- Просто мы уже давно вместе, поэтому всё наработано. Любой труд тяжел: ты ставишь себе задачу, и ее решаешь. Так что все не так трудно, как может показаться со стороны. Главное – правильная методология. Все расчленяется и ставятся конкретные задачи. Программа как раз получилась правильно и логически выстроенной, в ней все идет друг за другом. Потому что в ней есть правильная внутренняя логика, ей легко следовать. А дальше пошли уже конкретные идеи – например, в одном месте Копейкин предложил сделать флаги. Хорошие идеи включались, добавлялись и становились единым целым.

KM.RU: Понятно, что вы не политик и не должны придумывать рецепты выхода из сложившегося тупика.

- Это зеркало, конечно.

KM.RU: Но в прошлом альбоме этот выход был – «Гнидой не будь» и «Edem das seine».

- Тут больше гуманистический подход. Любой мир лучше войны, и гнидой быть не надо.

KM.RU: Но «Семеро смертных» - это более личностный аспект. Сейчас масштаб побольше.

- Все-таки в данном случае я обращался не к массам и государствам, а всё-таки к конкретным людям, которые себе выбирают непонятно кого. Ну это же идиотизм – Порошенко, как вам не стыдно! Причем на него самого мне, по большому счету, наплевать. Он ничем не лучше Януковича, но зачем вы друг друга поубивали-то из-за них? Можно было обойтись и без этого. Вот это меня беспокоит. Такие вещи как раз находятся в головах у «маленьких» людей. Вспомним, как они взбеленились из-за паршивого стишка какой-то недоразвитой школьницы «Никогда мы не будем братьями!». Чему вы радуетесь-то? Самая поганая мораль была в этом стишке: «Вы огромные, мы великие». Одни в 30-е годы тоже возомнили себя такими, и чем кончилось их «величие»? Да все мы великие – и там, и там.

KM.RU: Песня Михаила Елизарова «Карлицы» посвящена таким же «маленьким» людям?

- Скорее, это дань таланту Михаила, продолжение традиций каверов на его песни в наших альбомах. К тому же сам он считает «Карлиц» песней к несуществующему фильму – сразу как бы обо всем и ни о чем.

KM.RU: Почему именно Елизарову уделяете такое внимание?

- Мне кажется, он один из лучших представителей бардовской песни. Плюс хорошо владеет русским языком. Для группы «НОМ» это всегда было очень важно, поэтому Елизаров нам близок.

KM.RU: Как я понял, у вас опять произошли некоторые перемены в составе?

- Да, Виталий Лапин потихоньку отошел от дел. Это было постепенно – в течение года он уже не принимал участия в сочинении новых песен. Зато Алексей Зубков, который раньше играл только на балалайке, наоборот, принял более активное участие, у него был целый ворох идей. Поэтому происходят не какие-то диктаторские замещения, а все сложилось естественным путем. Одни люди себя проявляют, другие ведут себя более пассивно. У нас в этом плане как раз демократия. От каждого, что называется, по способностям. Что можешь – неси в общую копилку.

KM.RU: Как родилась идея акустического концерта?

- Это благодаря Алексею Аляеву из «Союз Мьюзик». Они хотели, чтобы мы все-таки устроили какое-то общение с публикой. Ведь альбом вышел пару недель назад, а мы его еще никак не представляли. И Аляев предложил сделать концерт в «Рюмочной». Ввиду того, что сейчас в Европе Пасха, Ливеру на работу только завтра, а сегодня еще выходной. Это редкий случай, когда он может немного задержаться в России.

KM.RU: Трудно было формировать акустическую программу?

- Сейчас мы это сделали легко и расслабленно. Сначала мы покажем блок Александра Ливера, потом выбрали из своего то, что можем сейчас взять и сыграть вот таким составом. А потом в качестве дискотеки будет еще представлен проект Федула Жадного., который выступит с нашим гитаристом Алексеем Зубковым. Это какие-то многостаночники.

KM.RU: Закольцуем беседу тем, с чего начали. В прошлом году вы попрощались с программой Программа «Семеро смертных», выпустив концертный альбом. Может быть, это шоу  еще где-то будет показываться?

- Спустя год, мы ее показали целиком осенью минувшего года. Потом свозили в Будапешт. Все мы там встретились, сыграли, местное телевидение сняло ее на камеры, в апреле будет эфир. Что дальше – я пока не знаю. Материала у нас копится все больше и больше, поэтому сейчас мы параллельно можем играть несколько театральных постановок (смеется).


Самое читаемое сегодня

Главные новости дня