История интернет-магазина Apple

История интернет-магазина Apple

По воспоминаниям Эдди Кью и разработчика Джо Морено, в 1997 году сайты электронной коммерции в массе своей выглядели непривлекательно и запутанно. Apple всего за 10 лет сумела вывести онлайн-ритейл на новый уровень, открыв в дополнение к своему интернет-магазину еще 100 оффлайн-магазинов по всему миру (и одной из первых связав онлайн-заказ и оффлайн-продажи).
Ритейл тогда был в массе своей оффлайновым, а сайт должен был лишь дополнять продажи и помогать тем, кто по каким-то причинам не хотел или не мог пойти в магазин. По мере роста популярности электронной торговли и сайтов для покупки товаров выросли и нагрузки на интернет-магазин Apple. Но рос не только трафик и требуемые мощности: выросли и продажи. Apple получила рекордные $16 млн выручки за второй квартал 1998 года от продаж через интернет-магазин. К 2006 году миллионы долларов выручки интернет-магазин генерировал за день. По сути, в тот период даже возникла своего рода конкуренция между онлайн-продажами и менеджерами по продажах в оффлайне, о чем вспоминают многие бывшие сотрудники компании.
Apple Store в «нулевые»
Работа онлайн-магазина в определенный период в середине «нулевых» была связана с целым рядом трудностей. Первую версию интернет-магазина строили тогда, когда никто особо не верил в перспективы интернет-коммерции и в то, что масштабы электронной торговли будут такими внушительными. К 2005 году интернет-магазин Apple «падал» после анонса каждого нового гаджета или новой версии компьютера.
В команде онлайн-магазина не хватало специалистов, дизайн был устаревшим, многие технологии не работали так, как должны были.

В 2004 году руководство компании в лице Джобса приняло решение переделать магазин, к которому по сути никто не притрагивался с 1998 года, и на это даже были щедро выделены средства.
Apple начала набирать сотрудников из ведущих ecommerce и интернет-компаний того времени. Так в корпорацию пришли люди из Amazon, Walmart.com и Yahoo. Команду пополнили инженеры и бизнес-девелоперы, а для коллектива, работающего над интернет-магазином, в кампусе Apple выделили отдельное здание.
В Купертино даже появилась 2000 должность вице-президента по онлайн-магазинам, которую заняла Дженнифер Бэйли, затем ее сменил Рон Джонсон.
Время реформ
Весь 2006 год и большую часть 2007-го разработчики создавали новую версию онлайн-магазина. Работа осложнялась тем, что приходилось по сути переделывать всё с нуля, учитывая конкуренцию с тысячами сайтов, которые к тому моменту запустились. Итогом всех усилий стал новый интернет-магазин, представленный в конце 2007 года. Сайт был сделан с использованием Javascript, «бесконечной» прокрутки и с интерактивными галереями для просмотра внешнего вида предлагаемых товаров.
После 2007 года Apple неоднократно меняла внешний вид интернет-магазина, а команда, которая ранее занималась только этим сайтом, стала частью ИТ-департамента корпорации. Оптимизация кадров и включение в расходы аутсорсинговых подрядчиков позволили сократить финансовые потери от обслуживания онлайн-магазина.
Часть тех, кто работал над первыми версиями интернет-магазина Apple, перешла в команды по разработке рекламной платформы iAds и музыкального сервиса iTunes.
Переход на мобильные платформы
Следующим шагов в области электронной коммерции и создания интерфейсов стал Apple App Store, запущенный в 2008 году. Помимо самого магазина приложений, появилось и приложение для сайта корпорации, на котором продавались компьютеры, ноутбуки и смартфоны Apple. Работа над этим приложением стартовала в 2009 году.

В приложение для интернет-магазина разработчики включили возможность просматривать спецификации гаджетов, отслеживать текущее местоположение пользователя и сразу оплатить выбранный товар.
Разработчики приложения Apple Store не сразу пришли к единому мнению касательно того, как должен выглядеть мобильный нативный клиент для магазина. Одни говорили, что это — гибридный инструмент, другие — что это полноценная замена для веб-интерфейса. В итоге было выпущено решение, которое напоминало собой попытку объединить онлайн- и оффлайн-магазины.
Планы на будущее
Сегодня будущее онлайн- и оффлайн-ритейла в Apple лежит на плечах Ангелы Арендтс, экс-СЕО Burberry с 30-тилетним опытом в ритейле. На нее возлагают надежды в части реформирования компании и в том, что она не будет сокращать затраты на сотрудников и команду интернет-магазина, как это было при ее предшественнике Джоне Бруэтте.

Помимо прочего, Арендтс предстоит очередное реформирование и обычных, и интернет-магазинов Apple: впервые за всё время работы в ритейле корпорация назначила одного и того же человека курировать оба вида торговли. Аналитики надеются, что руководство от имени единого топ-менеджера позволит отрегулировать механизмы приема мобильных и онлайн-платежей и на сайте Apple, и в традиционных оффлайн-магазинах.
Арендтс начала работать в корпорации в начале мая и пока никак не анонсировала свои планы в новой роли, хотя в Burberry она активно выступала за полное слияние онлайн- и оффлайн-торговли под эгидой бренда с созданием специальных посадочных страниц и привязкой их к оффлайн-каналам дистрибуции.


ff89fbd0

Самое читаемое сегодня

Главные новости дня