«Ястреб» начал охоту за «Соколом»

«Ястреб» начал охоту за «Соколом»

Сахалинская нефть - одна из самых дорогих в мире. Как шутят нефтяники, почти керосин: чуть-чуть бы почище - и можно было бы сразу в бак заливать. Называется «Сокол»: по сравнению с сортом Brent ее баррель стоит в среднем на 6 долларов дороже. 

Месторождения ценных углеводородов, разбросанные по северу Сахалина, находятся в каких-то 15 - 20 километрах от федеральной трассы Южно-Сахалинск - Оха. Но добраться до них не так-то легко. Зимой 200-километровый участок дороги между Ногликами и Охой частенько закрывается на несколько дней из-за сильных метелей: пока не пройдут грейдеры, соваться на нее просто опасно. Снег до сих пор еще лежит на обширных участках вдоль дороги. Край контрастов: когда сквозь низкие тучи пробивается солнце - жарит по-летнему, но при этом ледяной ветер с Арктики не дает земле освободиться от снежного покрывала, а Охотскому морю - от ледяного панциря.

Работающие на буровой установке специалисты закрыты от лютого холода, дождей и снега прочными стенами.
Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

Сейчас весенняя трасса похожа на испытательный полигон для внедорожной техники. Движение здесь интенсивное: вахтовки, длинномеры с оборудованием и трубами, самосвалы со стройматериалами встречаются постоянно. Асфальт заканчивается за несколько километров от городов, а дальше - раскисшая глина, развороченное полотно, кочки, лужи по колено. Глубокие колеи от грузовых машин извиваются между обочин, так что километраж - понятие относительное. По дороге встречаются увязшие по самые пороги легковушки. О федеральном статусе дороги напоминают лишь дорожные знаки, оптимистично предостерегающие водителей не разгоняться быстрее 70 километров в час. От Ногликов до северной оконечности месторождения «Чайво» - около сотни верст. Благодаря мастерству водителя Андрея и мощности внедорожника мы преодолели путь относительно быстро - за 2,5 часа.


Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

Надо сказать, в этот день мы оказались не самыми быстрыми. Руководство «Роснефти» и Сахалинской области должно было прибыть на буровую вертолетом. Однако из-за плохой погоды им пришлось добираться по земле. Причем глава нефтяной компании Игорь Сечин сам сел за руль внедорожника и довез пассажиров так быстро, словно ехал где-нибудь в Подмосковье, а не по сахалинскому бездорожью. Не исключено, что одной из тем его разговора с губернатором Александром Хорошавиным стали перспективы дорожного строительства в регионе. Кстати, за прошлый год на 40 километрах трассы Южно-Сахалинск - Оха дорожное полотно было реконструировано. В этом году ожидается появление асфальта на участке между Ногликами и Горячими Ключами. Это почти половина пути от города до месторождения «Северное Чайво». Хотя и немного, а все же легче будет и вахтовикам, и водителям, и местным жителям.

Прибыв на месторождение, глава «Роснефти» Игорь Сечин лично отдал команду начать бурение. И первые «свечи» (так на сленге нефтяников называются бурильные трубы) ушли под землю. Через несколько недель установка «Ястреб» добурится до нефтеносного пласта.

На этом участке к 29 мировым рекордам, установленным «Ястребом» по скорости проходки и протяженности горизонтального отклонения от точки бурения, прибавится еще как минимум пять. Нефтяная скважина на северной оконечности месторождения «Чайво» сначала достигнет глубины больше 2,5 километра, а потом пойдет горизонтально в сторону Охотского шельфа, удалившись от берега на 11 с лишним километров.

На Сахалине скорость движения ограничивают не знаки, а дороги.
Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

Буровая установка - это огромный передвижной агрегат, возвышающийся над землей на 55 метров. Она почти 11 лет работает на разных участках Сахалина-1. Например, программа освоения месторождения «Чайво» началась в августе 2003 года именно с использования этой установки. Потом она была перемещена на месторождение «Одопту», где до февраля 2011-го продолжала производство нефтегазовых ресурсов. В марте 2011-го БУ «Ястреб» была вновь разобрана и перемещена снова на «Чайво». На северную оконечность этого месторождения установку доставили баржами, перевезли на 200 - 300 метров вглубь берега и собрали на подготовленной площадке. На точку бурения «Ястреб» вывели и установили 15 мая.

Работают на ней только профи с большим опытом. Один из них - cтарший буровой мастер Евгений Cоколов. Он 17 лет в нефтянке, и больше половины из них - на «Ястребе».

- У меня отец нефтяник, он 35 лет бурил скважины на Курилах и Сахалине. И меня обучил азам профессии. Сейчас я другой работы себе не представляю. Сам я белгородский, но всю жизнь работаю на сахалинских проектах. Этот - самый интересный. Здесь применяются очень интересные, развитые технологии. Например, бурение горизонтальных скважин. Когда я пришел на эту установку, был удивлен, что существуют такие компоновки, такие инструменты, которые способны держать угол 90 градусов без изменений. До этого у меня был опыт только вертикального бурения, и соответственно, попав сюда, пришлось учиться, хотя я к тому времени уже был в должности мастера. Если хочешь достичь большего, нужно учиться. Для компании не важен твой возраст - важны опыт и компетенция. Ну и по зарплате больше, чем на этом проекте, я не видел нигде, причем заработки гораздо больше, чем где бы то ни было,- рассказал Евгений Соколов.

Установка «Ястреб» была специально спроектирована для работы на нефтеносном шельфе Охотского моря. Не будь ее, пришлось бы строить морскую платформу, что потребовало бы для реализации проекта дополнительно 4 миллиарда рублей. Проект «Роснефти» не только увеличит объемы добычи, но и повысит эффективность работы на этом месторождении: для его разработки используется инфраструктура и свободные мощности консорциума Сахалин-1. Такой подход предполагает не просто серьезную экономию, но и синергетический эффект.

- Затраты на проект составят 120 миллиардов рублей. Это пример того, как умные инвестиции, которые формируют принципиально новый технологический уровень, приходят в нашу энергетику, - прокомментировал событие глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Только цифры

Новая страница истории сахалинской нефтянки

Выйти на проектную мощность северная оконечность месторождения «Чайво» должна в 2017 году - по нефти, а по газу - к 2027-му. Ожидаемый пик - 1,6 миллиона тонн нефти и 1,5 миллиарда кубометров газа в год. Всего при реализации проекта добыча нефти составит 14 миллионов тонн и около 13 миллиардов кубов газа.

Важно, что сахалинская нефть находится очень близко к рынкам потребления. Это прежде всего Япония и Южная Корея. Около трети объемов идет танкерами в другие страны.


Самое читаемое сегодня

Главные новости дня