Пробуксовка гособоронзаказа

Пробуксовка гособоронзаказа

В связи с тем, что в последние годы российская оборонка сталкивается с явной проблемой, связанной с неспособностью на все 100% выполнять требования в рамках государственного оборонного заказа, актуально затронуть вопрос о том, а как обстоят дела в текущем году. Сложности есть, и связаны они с тем, что главы целого ряда предприятий, подписываясь под пунктами документа о выполнении определённого рода работ в рамках ГОЗ, в итоге заявляют, что выполнить все работы к обозначенному в документе сроку не получается – причин множество. И эти причины достойны особого внимания.

Сначала официальная информация о ходе выполнения ГОЗ в России. Несмотря на то, что была эта информация опубликована больше месяца назад (новых данных пока нет), можно сделать вывод о тенденции в плане реализации заказов от государства предприятиями оборонки.

Так, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в ходе посещения приморского Арсеньева, где ведётся сборка вертолётов Ка-52 «Аллигатор», рассказал журналистам о том, что на конец июня ГОЗ был выполнен почти на 40%. Учитывая тот факт, что вторая половина года обычно приносит больший процент реализации, можно сделать вывод, что плановые показатели могут быть достигнуты. Могут быть достигнуты, а могут и...

Уже через 4 дня после заявления о 40% выполненного ГОЗ заместитель министра обороны Юрий Борисов поднял вопрос о том, что в стране есть предприятия, объёмы просрочки от которых продолжают расти. Среди прочих, к примеру, Амурский судостроительный завод, который ещё в прошлом году в рамках государственного оборонного заказа должен был сдать два корвета проекта 20380, но что-то не заладилось... Вроде бы и руководство новое, и финансирование не убавилось, а сроки снова перенесены.



РИА Новости приводило заявление Юрия Борисова:
Сейчас на заводе реализуются четыре контракта. Это корветы проекта 20380. Два корвета должны были быть сданы ещё в прошлом году. Поэтому будем разбираться с новым руководством завода, как они планируют поправлять ситуацию. Надеемся, что в этом году первый корвет будет сдан. Хотим убедиться, насколько грамотно и системно организована работа по достройке остальных. От этого зависит будущее заказов. Мы об этом уже говорили и не будем скрывать, если Амурский судостроительный завод войдет в график, то мы разместим ещё заказы. У нас есть план по размещению дополнительных заказов.

То есть Минобороны говорит предельно понятным языком: выполняя планы гособоронзаказа в срок и без завышения «тарифов», предприятие будет и впредь получать заказы на создание военной техники. А это и деньги, и рабочие места, и социальные гарантии, и налоги в региональный и муниципальный бюджеты. Если же срывы продолжатся, то ответ на вопрос об эффективности такого предприятия будет однозначен – со всеми вытекающими последствиями как для самого предприятия, так и для его трудового коллектива, который делается заложником, мягко говоря, не всегда чётких действий со стороны руководства предприятием.

В чём же заключается одна из причин того, что предприятия зачастую неспособны выполнить свои обязательства по контракту с министерством обороны страны? Одна из наиболее часто заявляемых руководителями предприятий причин выглядит примерно так: ну а что вы хотели, если против России введены санкций, и мы лишены возможности закупать интересующие нас комплектующие на ряде сегментов зарубежного рынка.

Эта причина на самом деле выглядит очень серьёзно. Действительно, ситуация в плане продуктивных торговых контактов с Евросоюзом или с той же Украиной изменилась в худшую сторону, и это было бы странно не признавать. Однако когда руководство того или иного предприятия на каждом шагу пытается именно этой причиной аргументировать срывы выполнения ГОЗ в своём сегменте, то хочется поинтересоваться: а в 2011, 2012, 2013 годах тоже «санкции» были виноваты?.. Так санкций-то не было. И выполнения ГОЗ на 100% тоже не было. Как же так...

Стоит напомнить, что в 2011 году процент реализации ГОЗ едва дотягивал до 90%. К 2013 году планка поднялась до 93% - после личного вмешательства в процесс президента Владимира Путина. С одной стороны 90-93 процента – немало. Но с другой стороны это говорит о том, что миллиарды бюджетных средств без всяких санкций подвисали в воздухе при не выполнении в срок 7-10% ГОЗ.

Система менеджмента предприятий при этом жаловалась на всех и вся, заявляя то о том, что большинство кадрового состава – пенсионеры, то о чрезмерной изношенности станков и прочего оборудования, то об отсутствии неких дополнительных субсидий со стороны государства. При этом редкий человек из состава упомянутой системы менеджмента называл в числе главных причин срыва планов выполнения контрактов самого себя. Редкий «эффективный менеджер» направлял должные объёмы заработанных предприятием средств на подготовку тех же рабочих и инженерных кадров, на обновление оборудования, на систему стимулов кадрового состава.

Когда из образовательных учреждений начального и среднего профтехобразования поступали элементарные запросы к руководству предприятиями, занятыми в системе ГОЗ, по поводу того, чтобы студенты имели возможность проходить практику, то немалый процент «эффективных менеджеров» целого ряда предприятий (и это не пустые слова, а реальность почти всего постсоветского периода) просто махал руками. Аргумент один: у нас своих проблем хватает, а мы тут будем ещё «ваших» работе обучать. Трудно себе представить нечто подобное ещё лет 30-35 назад.

Да и вообще интересное кино... Как же можно после такого ответа в качестве аргумента срыва по срокам называть отсутствие кадров? Откуда же эти кадры в таком случае предприятию брать? И государственные структуры попросту разводят руками, заявляя: ну не можем же мы вот так взять и обязать частника предоставлять возможность для прохождения практики студентам... А ведь в этом-то и заключается одна из реальных причин проблем с тем же ГОЗ: предприятие как бы обязуется выполнить государственный заказ, но при этом не принимает во внимание смежные интересы государства – даже по той же подготовке квалифицированных рабочих и инженерных кадров; а само государство тоже не готово жёстко спрашивать. Разве что потом начинается разбор полётов... Когда часть средств уже осела, непонятно где, и её надо найти и вернуть, но разве ж вернёшь, когда с вопросом конфискации имущества у нас по закону не всё так однозначно.

Из отчётной документации одного из занятых в системе оборонки предприятий Воронежской области (АРЗ-711) (опубликована в режиме общего доступа): обучение и подготовка персонала предприятия – 22 тыс. рублей, внедрение новых технологических процессов – 34 тыс. рублей. О, как менеджмент расщедрился... Аж 22 тысячи в год на подготовку персонала. Да иной руководитель коньяку на бОльшую сумму в сутки выпивает...

Из отчёта того же предприятия за 2013 год: принято производственных рабочих – 46, уволено производственных рабочих – 61. Всего принято – 93, уволено – 103. Тенденция.

Сегодня с этого предприятия приходят сведения о том, что «заказы есть – запчастей нет». И опять та же аргументация: санкции, потеря поставщиков.

В таком случае можно сделать вывод, что руководство подобных предприятий, изначально зная о проблемах с наличием поставщиков, всё же подписывает ряд контрактов на выполнение тех или иных работ с Минобороны. Ну раньше хоть на «васильевщину» и «сердюковщину» можно было списать, а теперь на кого?.. И так в целом ряде предприятий, так или иначе связанных с реализацией государственного оборонного заказа.

Понятно, что проблемы есть, что их немало. Но в целом главная причина срывов, думается, связана с ответственностью «эффективных» менеджеров. Нет ответственности – и с результатом будут проявляться проблемы, даже если государство готово выделять существенные суммы на оборонку. Будут и дальше выискивать крайних где угодно, при этом забывая посчитать самих себя...

И всё же будем надеяться, что к концу 2016 года впервые за последние годы выполнение гособоронзаказа составит 100%. Тем более что есть в нашей стране немало предприятий, руководство которых точно осознаёт свою ответственность, и которые готовы прикладывать все усилия, чтобы не разбазаривался свой престиж.


Самое читаемое сегодня

Главные новости дня