Питчинг неигровых спецпроектов: Люди, места, история, анимация

Питчинг неигровых спецпроектов: Люди, места, история, анимация

2 августа 2016 года Министерство культуры РФ провело питчинг неигровых спецпроектов – крупнобюджетных документальных фильмов (хронометраж от 52 минут), претендующих на государственную поддержку. Среди представленных на защите 26 проектов наблюдалось большое разнообразие тем и форм: за субсидии боролись исторические реконструкции, картины, посвященные знаменитым личностям и обычным людям, проекты о разных уголках России и мира.

Вокруг света – от Крыма до Кубы, от Амдермы до Греции

В этом году самой популярной географической точкой у документалистов оказался Крым – ему так или иначе посвящено сразу три неигровых спецпроекта. 

Проект «Фрязи. Туман, изваянный в образ» кинокомпании «Сириус» берется рассказать о вкладе итальянцев в российскую культуру и о выходцах из Италии, живущих в России. Широко известно, что итальянские зодчие принимали участие в строительстве Кремля и множества архитектурных объектов Санкт-Петербурга, однако далеко не каждый знает, что итальянцы часто оставалась жить в России, и при Екатерине II была основана итальянская колония в Крыму. Предполагается, что именно крымские итальянцы станут главными героями фильма. У них своя трагическая судьба: во время Второй мировой войны многие из них были депортированы, а в 2015 году президент подписал указ о реабилитации крымских итальянцев.

Проект ООО «Атлас» «Морские дозорные. Маяки Крыма» посвящен крымским маякам. По словам создателей проекта, их цель – «через образ маяка рассказать о становлении и важности морского флота». Планы солидные: предполагаются воздушные, наземные и подводные съемки. В качестве одного из драматургических ходов создатели ленты собираются использовать полиэкран.

Еще один проект - «Бифуркация Крыма» продюсерской компании «Медиа-трест» - акцентирует внимание на новейшей истории Крыма. Точкой бифуркации называется момент, когда система находится в столь неустойчивом состоянии, что любое небольшое воздействие может привести к критическим изменениям. В истории Крыма таких точек был немало. Фильм намерен разобрать подробно каждую из них и проанализировать, что бы произошло, если б в эти поворотные моменты чаша весов склонилась на другую сторону и события развивались иначе. Продюсер картины Дмитрий Щербанов рассказал, что проект ориентирован на молодежную аудиторию. Планируется ограниченный кинотеатральный прокат, телепоказы, участие в фестивалях.

К счастью, не только Крым привлекает внимание документалистов. Проект режиссера Ивана Твердовского «Город, которого нет» рассказывает о располагающемся на берегу Карского моря поселке Амдерма в Ненецком автономном округе. У этого поселка интересная история: сегодня Амдерма – полузаброшенное место, в котором живет порядка 300 человек, хотя некогда это был крупный поселок с пятитысячным населением, рудником и военной частью. В 90-е годы многие предприятия в Амдерме были закрыты, поселок обеднел, и из него стали массово уезжать. Сейчас, когда пытаются восстановить Северный морской путь и нужны дополнительные порты, у Амдермы может появиться шанс на возрождение.

Между тем проект Александра Косенкова «Поезд идет на Восток» (ООО «Киностудия Азия-Фильм»), посвящен освоению Сибири, а картина «Как Россия отстояла Камчатку», над которым работает ООО «Сотрудничество», - истории борьбы за полуостров. 

Большой амбициозный проект «Байкал – сердце мира 3D» представил Игорь Добровольский, глава компании «Люксор» и продюсерского центра «Новое время». В масштабном фильме о самом известном озере России примут участие кинематографисты из США, Франции и Китая. По словам Добровольского, над съемками, которые будут осуществляться сразу в 3D-формате, будет трудиться группа, работавшая с Джеймсом Кэмероном. Бюджет производства проекта – 70 млн. рублей, из которых у государства продюсер просит 7 млн. От частного инвестора на проект уже получено 33 млн. Ожидаемые доходы на территории России – 85 млн. рублей. Режиссером картины выступит Светлана Родина-Заярская. Добровольский рассказал, что получил согласие от Леонардо ДиКаприо, который озвучит американскую версию фильма. Русскую версию Добровольский предложил озвучить российскому президенту, и хотя ответа от Путина пока не поступало, продюсер не теряет надежды. 

Два неигровых фильма, претендующих на звание спецпроекта, исследуют места, находящиеся за пределами России. Картина «Свобода или смерть?...» продюсерского центра «УНИКУМ» посвящена истории Кубы. Проект «Люди, боги и другие существа» Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М.Горького рассказывает о греческом острове Гадос, удивительном месте, где проживает множество людей со всего света, в том числе – бывшие русские ученые, проповедующие философию осознанной свободной жизни. Режиссер картины – Светлана Стрельникова. Ее прошлый фильм «Кардиополитика» принял участие в документальном конкурсе ММКФ и был номинирован на «Нику». Стрельникова разрабатывает тему нового фильма уже 4 года. На данный момент получено предварительное согласие об участии в ленте нескольких европейских продюсеров. 

Прошлое и будущее анимации

К веку со дня рождения знаменитого российского мультипликатора студия «Мастер-Фильм» готовит проект «БЫТЬ ВСЕМ… 100 лет Федору Хитруку». По словам продюсера проекта Александра Герасимова, фестивали начали проявлять внимание к будущей картине, еще когда не было снято ни единого кадра, что говорит о неугасающем интересе к имени Хитрука. В фильм войдет множество материалов, предоставленных вдовой Хитрука, а также уникальные архивы, которые позволят проследить процесс создания мультипликационных шедевров. На работу над фильмов создатели проекта запрашивают 4.5 млн. рублей. 

Еще один любопытный проект на смежную тему представила компания «КиноАтис». Фильм Вадима Сотскова«Анимация. Цифровая революция», выход которого будет приурочен к 80-летию «Союзмультфильма», берется разобраться с тем, как резкий технологический скачок и переход от одной техники к другой отразились на создании мультфильмов. Что дала компьютерная анимация? Уничтожила творчество или расширила возможности? На эти философские вопросы попытаются ответить авторы фильма и, прежде всего, мультипликаторы и аниматоры, мнение которых прозвучит в картине. К проекту будут привлечены не только российские, но и зарубежные деятели индустрии, у продюсеров уже имеются договоренности с представителями Disney и DreamWorks. По поводу английской версии озвучания ведутся переговоры с Эдди Мерфи и Кэмерон Диаз. 

Личности и портреты – от гениев до маленького человека

Картина «Мой Пушкин», над которой работает студия «Мастерская», посвящена 180-й годовщине смерти главного русского поэта. Какую роль сыграл Пушкин в истории российской и мировой культуры? Каким видят поэта зарубежные пушкиноведы? Что он значит для жителей современной России? Об этом собираются поразмышлять в картине авторы проекта. За съемки фильма режиссер Анастасия Попова решила взяться, когда узнала строки из Пушкина в уличном рэпе. По словам Поповой, Пушкин настолько прочно вошел в нашу жизнь, что у каждого из нас имеется «свой» Пушкин. 

Проект «Мастерская» кинокомпании «Север» посвящен киномастерской Алексея Германа. Картина был представлена вдовой Германа Светланой Кармалитой. Режиссером выступает ученик Германа Сергей Карандашов. По словам создателей ленты, «Мастерская» не будет «фильмом-панегириком» и расскажет не столько о самом Германе, сколько о людях, которые собрались вокруг него в 80-х годах.

Интересный проект «Византолог Николай Окунев. Судьба эмигранта» представила компания ЗАО «Издательство «Русский путь». Жизнь Окунева, русского искусствоведа и коллекционера, похожа на приключенческий роман. Его имя надолго было вычеркнуто из официальной советской науки после того, как Окунев бежал в Македонию в 1920-х годах. Позже Окунев переехал в Прагу и стал профессором Карлова университета. Окунев собрал уникальную коллекцию российской живописи, а недавно в подвале дома, где он проживал, было найдено 5 тысяч негативов фотографий картин и художников, дающие пищу для дальнейших исследований.

И все же часто героями документальных спецпроектов становятся не знаменитые личности, а простые люди, живущие среди нас. Впрочем, у некоторых из них довольно необычные судьбы. Так, например, герой фильма Ефима Резникова «Шестов» - бывший командир спецподразделения «Вымпел», которому довелось вести переговоры с моджахедами в Афганистане. Евгения Тирдатова представила проект «Интердом» о воспитанниках первого и единственного в мире интернационального детского дома, в который попадали «дети Коминтерна» - отпрыски зарубежных революционеров. 

Проект «Встречное движение» студии «ТЕЛЕМОСТ» рассказывает о судьбах трех российских ученых с мировым именем – кристаллографе, математике и биологе, вернувшихся в Россию из-за рубежа. Картина «Россия: Нам 25 лет» Санкт-Петербургской студии документальных фильмов посвящена судьбам семи молодых жителей России, среди которых – полярник, балерина, военный, монах, алмазодобытчик. 

Фильм «Мы будем первыми!» студии «Остров» - история молодых футболистов, учеников Академии футбола, мечтающих попасть в сборную России. В картине примет участие 10 героев, за которыми съемочная группа будет наблюдать в течение двух лет. По словам создателей фильма, их лента будет не о футболе, а о взрослении, становлении личности и тех жертвах, которые приходится принести на пути к успеху. 

Действие проекта «Фатеич и море» компании «Пролайн-медиа» происходит на Дальнем Востоке. Герой фильма – фермер Фатеич, выращивающий разнообразную морскую культуру на дне океана. Фатеичу приходится бороться не только со стихией, но и с людьми – браконьерами, совершающими набеги на его владения. Режиссером фильма выступает Алина Рудницкая, оператором станет поляк Кристиан Матышек, знаменитый своими фильмами о живой природе. Проект является российско-финской-польской копродукцией: помимо «Пролайн-медиа», в производстве фильма заняты финская компания Illume и польская Arkana. В судьбе проекта примут участие телеканалы КГБУ «Общественное телевидение Приморья» и YLE (Финляндия), также ведутся переговоры с BBC и ARTE. Наличие трех стран партнеров позволит проекту участвовать в программе Eurimages, что станет прецедентом в отечественном документальном кино. 

Среди других проектов о людских судьбах – «Решение Андреева», повествующее о директоре Пермской научно-производственной приборостроительной компании, а также фильм о женщинах-летчицах «Авиатриссы Первой мировой»

История: осмысление Революции 1917 года

Что касается исторической тематики, то пальма первенства по популярности принадлежит событиям 1917 года. Впрочем, все представленные проекты смотрят на эту тему под разными углами. Так, например, проект Сергея Мирошниченко «Дно» сфокусируется на отречении от престола царя Николая II. Для режиссера это история не о революции и революционерах, а о предательстве. Мирошниченко собирается воспользоваться внушительным архивом интервью, хранящихся в Стэнфорде, и частично их экранизировать, стилизовав под хронику.

Проект Сергея Дебижева «1917 – Раскаленный хаос» берется исследовать геополитические нюансы и заговоры, которые в итоге привели к революции. Дебижев надеется, что в следующем, юбилейном для революции году, по ее поводу возникнет широкая общественная дискуссия; режиссер считает, что «не вернувшись в прошлое и не осознав его, невозможно строить будущее». Картина нацелена на молодое поколение, для которого эти события кажутся столь же далекими, как и война 1812 года. Проект будет поддержан каналами ОРТ и Россия 24. 

Тем временем проект «Заговор генералов» компании ООО «Студия А», тоже повествующий о революции 1917 года, расскажет о роли и ответственности в этих событиях российской элиты.

Космос как предчувствие

Ну и, пожалуй, несколько выбивается из общего тематического тренда проект «Пришельцы с Земли» продюсерской компании «Возрождение». Картина будет приурочена к международной экспедиции на МКС, которая состоится в мае 2017 года и продлится шесть месяцев. В состав экспедиции войдут россиянин Федор Юрчихин, американец Джек Фишер и итальянец Паоло Несполи. Предполагается, что в фильм войдет рассказ о подготовке к полету, съемки старта, а также два сеанса связи с космонавтами из космоса.

Заключение

Главной проблемой питчинга все еще остается нюанс, упомянутый нами в предыдущих репортажах. По правилам питчинга авторы фильма обязаны продемонстрировать трейлер, однако далеко не всегда понятно, что представляет соискатель – часть уже готовых материалов к фильму или ролик, снятый исключительно для презентации. Порою создателям приходится объясняться, что показанный ролик не имеет отношения ни к стилистике, ни к героям фильма, а служит лишь для общего знакомства с темой. На эти объяснения уходит солидная часть отведенного времени, учитывая, что его на презентацию дается всего по 8 минут. 

Напоминаем, что 29 июля 2016 года в Министерстве культуры прошёл питчинг кинопроектов, в рамках которого на суд экспертного жюри было представлено 24 проекта игровых детских и семейных фильмови 40 проектов игровых фильмов режиссеров-дебютантов. 1 августа состоялась очная защита проектов авторского и экспериментального кино, в которой приняли участие создатели 55 кинопроектов.


Автор: Дарья Горячева




ff89fbd0

Самое читаемое сегодня

Главные новости дня