Денис Мацуев и Apocalyptica поздравили ВДНХ с 77-летием

Денис Мацуев и Apocalyptica поздравили ВДНХ с 77-летием

В этот понедельник, 1 августа, на ВДНХ завершился масштабный трехдневный арт-фестиваль «Вдохновение», приуроченный к 77-летию выставки.

Строго говоря, фестиваль стартовал 29 июля концертом актера Данилы Козловского в Зеленом театре ВДНХ. Однако масштабные празднества развернулись в субботу, 30 июля. Три фестивальных дня были разделены по темам: театр, танцы и музыка. 1 августа, в день рождения ВДНХ, прошел так называемый День музыки, которым и завершился фестиваль.

Apocalyptica и Стив Вай

Несмотря на первый рабочий день недели, музыкальные мероприятия стартовали на ВДНХ уже в середине дня. Посетителей главного выставочного комплекса страны встречали уличные музыканты из разных городов России, Испании и Кореи. Гости ВДНХ увидели выступления групп самых разных стилей, жанров и направлений. Вся Центральная аллея была наполнена звуками десятков разнообразных инструментов — от классических до экзотических.

Apocalyptica

Вечером же посетителей ВДНХ ждало сразу несколько любопытных концертов. Финские рок-виолончелисты Apocalyptica и знаменитый гитарист-виртуоз Стив Вай в Зеленом театре обещали представить необыкновенный по своему размаху флэшмоб. Разговоры о нем бродили задолго до события, так как участники флэшмоба отбирались на конкурсной основе. Вместе с легендарными музыкантами на сцене должны были выступить еще порядка 80 виолончелистов и гитаристов из разных уголков России. В итоге до участия во флэшмобе было допущено 30 виолончелистов и 50 гитаристов, самому младшему участнику выступления стукнуло всего 14 лет.

Гала-концерт фестиваля «Вдохновение»

Пикантности данному концерту придавало то, что он был бесплатным, при условии предварительной регистрации на сайте ВДНХ (что и понятно, Зеленый театр не резиновый, а Apocalyptica и Вай традиционно собирают аншлаги в Москве).

Финальную точку в праздновании дня рождения ВДНХ должно было поставить выступление знаменитого пианиста Дениса Мацуева, у главного павильона. Тоже, разумеется, бесплатное. Смешение совершенно разных музыкальных стилей – тяжелой музыки и классической – пусть даже и в рамках фестиваля, вызывало некоторое недоумение. Также совершенно непонятной была расстановка приоритетов в анонсировании этих концертов. Во время пиар-компании концертов упор был сделан не на повсеместно известного в России Мацуева, а на более «нишевых», хоть и популярных иностранцах.

Денис Мацуев

Хотя, как ни строй анонсирование мероприятия, в итоге выясняется, что добрая половина населения Москвы оказалась совершенно не в курсе происходящих событий, сетуя уже постфактум, что не знали о концерте Apocalyptica или Мацуева.

Как бы то ни было, а, несмотря на понедельник, уже за пару часов до начала концерта Apocalyptica и Стива Вая, в Зеленом театре можно было наблюдать фанатов разных возрастных групп. Они быстро заняли лучшие диспозиции у ограждения сцены и сидячие места театра и стойко держали их, невзирая на жару.

Apocalyptica

С традиционной задержкой в полчаса, Apocalyptica вышли на сцену, открыв концерт своим кавером на «Nothing Else Matters» Metallica. В этом году финские металл-виолончелисты отмечают 20-летие выхода своего дебютника «Plays Metallica by Four Cellos». По сути, данная пластинка может действительно считаться эпохальной, ведь именно кавера на Metallica, сыгранные на виолончелях, в очередной раз доказали скептикам, что металл намного более мелодичен, чем это принято считать, и имеет больше сходства с классической музыкой. Это «открытие» в середине 90-х годов сделало Apocalyptica одной из самых успешных групп на современной тяжелой сцене. Все, что было позже, все инструментальные кавера с привлечением классических инструментов, больше не вызовут такого ажиотажа, потому как лучше трио виолончелистов из Финляндии не сыграешь (и мы не забываем о потрясающей харизме музыкантов Apocalyptica).

Apocalyptica

До обидного короткий сет, всего восемь треков, сыграли горячие финские металлисты. С другой стороны, они включили в сет-лист все самое «вкусное», не забыв и о собственном материале, где уже участвует приглашенный вокалист Фрэнки Перес.

Apocalyptica

Завершал сет Apocalyptica григовский «В зале горного короля», в финале которого группа сыграла гимн России. После этого на сцене появились приглашенные виолончелисты, вместе с которыми группа сыграла «Enter Sandman» все той же пресловутой Metallica. Ну а затем на сцену поднялись 50 гитаристов во главе с маэстро Стивом Ваем, и все они сыграли 10-минутный кавер на «Kashmir» Led Zeppelin.

Apocalyptica и Стив Вай

Надо сказать, что реализация задумки организаторов всего этого действа оказалась поистине потрясающей. Для всех участвующих во флэшмобе музыкантов этот эксперимент останется в памяти на всю оставшуюся жизнь. Возможно, кому-то он поможет в дальнейшем, показав, что можно добиться чего-то большего и значимого, а значит, когда тебе трудно и тяжело, не стоит опускать руки, надо продолжать идти вперед. Видно было, как каждый участник действа наслаждался каждой секундой этого выступления. И не понятно было, кто сильнее «отрывался» виолончелисты или же гитаристы.

Apocalyptica  и Стив Вай

Последние ноты «Kashmir» отзвучали, сцена опустела, ее стали готовить к мини-сету Вая. Перестановка заняла не так много времени, так что публика не успела заскучать. И вот уже маэстро со своими музыкантами на сцене, открывает свой собственный сет с композиции «Bad Horsie» с пластинки 1995 года «Alien Love Secrets».

Стив Вай

В общей сложности Вай отыграл семь композиций. После задорной Apocalyptica сет Вая воспринимался несколько тяжело. Сложно переключиться со, скажем так, мейнстрима на что-то более вдумчиво-серьезное. Сам маэстро по обыкновению был погружен в себя, правда о зрителях все же не забывал. В итоге в совсем уж «сонное царство» зал не скатился (а надо понимать, что среди публики были не только знатоки гитарного искусства, а просто зеваки, или те же поклонники «Апы»).

Стив Вай

Завершил этот двухчасовой концерт флэшмоб Вая с 50 гитаристами, которые ранее отрывались на «Kashmir». Вместе с ними маэстро исполнил специально написанную под этот перформанс композицию «Flashmob».

Стив Вай

Зеленый театр проводил своих гостей предложением продолжить вечер в компании классических музыкантов – пианиста Дениса Мацуева, скрипача Вадима Репина и сопрано Вероники Джиоевой в сопровождении оркестра Москвы «Русская филармония».

Гала-концерт фестиваля «Вдохновение& 001d11 raquo;

Почему-то, идя от Зеленого театра к павильону №1, казалось, что на площади перед сценой уже не будет свободных мест, и слушать выступление звезд классической сцены придется в лучшем случае от фонтана «Дружба народов». Однако, в отличие от поклонников рок-музыки, ценители прекрасного не спешили занимать места перед сценой. Собственно площадь от сцены до фонтана заполнилась только ближе к 10 часам вечера. Любопытно еще и то, что как минимум половина слушателей действительно вняла советам Зеленого театра и просто «перекочевала» с той площадки на эту.

Гала-концерт фестиваля «Вдохновение»

Как мы уже писали, несмотря на теоретическую близость Apocalyptica и Вая к классической музыке, сочетание, предложенное фестивалем «Вдохновение» выглядело несколько странным. С другой стороны, поклонники «Апы» в большинстве своем не следят за тем, что происходит в мире классической сцены и тем более не пойдут на концерт того же Дениса Мацуева, а тут фестиваль предложил заманчивую альтернативу: бесплатно послушать классический концерт, благо, погода располагала к прогулкам на свежем воздухе.

Гала-концерт фестиваля «Вдохновение»

Заключительный концерт фестиваля «Вдохновение» открылся «Половецкими плясками» Бородина, сопровождаемый концептуальным видеорядом. Видео было неотъемлемой частью этого концерта, тщательно продуманный и созданный под каждое произведение видеоряд позволял зрителям погрузиться в музыку. И даже Денис Мацуев со своими музыкантами, с любопытством взирал на плавно меняющиеся картинки во время своего выступления.

Вадим Репин

Именитый скрипач Вадим Репин исполнил вместе с оркестром произведения Сен-Санса и Сарасате. Апофеозом концерта, разумеется, стало выступление Дениса Мацуева, который сыграл знаменитую «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина. Экспрессия знаменитого пианиста несколько разогнала то задумчивое настроение, в которое публику погрузили предыдущие произведения. Разумеется, провожали маэстро со сцены бурными овациями.

Денис Мацуев

По окончании выступления Мацуева большая часть зрителей поспешила покинуть ВДНХ, так как стало очевидным, что концерт несколько затянется. На площади перед сценой остались лишь ценители оперного искусства и, в частности, поклонники Вероники Джиоевой. В ее исполнении прозвучали «Гранада», «Колыбельная Клары» и «Ария Сильвы».

Вероника Джиоева

На этом фестиваль «Вдохновение» поставил точку, напоследок порадовав самых стойких посетителей, среди которых обнаружилось большая часть зрителей из Зеленого театра, небольшим праздничным фейерверком.

Гала-концерт фестиваля «Вдохновение»

Фестиваль «Вдохновение» и его смелая ставка на тяжелую музыку вновь доказал, что у музыки нет рамок и границ, а все стилистические формы – будь то классика или рок-музыка – условны и легко смешиваются, ломая стереотипы. Не зря же, все те же пресловутые Metallica когда-то говорили, что самым главным российским металлистом они считают Чайковского. И классической музыке давно пора перестать смотреть на рок свысока, считая его лишь «данью моде», при этом, включая хард-рок хиты в оркестровых аранжировках в свои регулярные программы.  

Фото: Наталья Ступникова


ff89fbd0

Самое читаемое сегодня

Главные новости дня