«Хармс» Ивана Болотникова едет в Шанхай

«Хармс» Ивана Болотникова едет в Шанхай


С 17 по 26 июня 2017 года пройдет 20-й Шанхайский международный кинофестиваль, в конкурсной программе которого примет участие игровая полнометражная картина «Хармс» режиссера-дебютанта Ивана Болотникова производства студии Proline Film. Продюсеры — Андрей Сигле, Ева Норвилене, Сашо Павловский.

Биографический фильм о советском писателе и поэте Данииле Ювачеве, больше известном как Хармс, поборется за Гран-при, «Золотой кубок», с 11-ю работами режиссеров из Китая, США, Великобритании, Италии, Румынии, Польши, Японии, Ирана, Филиппин, Индии и Бангадеша. Победителя выберет международное жюри во главе с румынским режиссером Кристианом Мунджиу («Выпускной», «4 месяца, 3 недели, 2 дня»). 


«Хармс» – международный проект, снятый в копродукции России, Литвы и Македонии. Сценарий фильма был поддержан Голландским фондом «Хуберт Балс Фонд» Роттердамского фестиваля. Картина создавалась при финансовой поддержке европейского фонда «Eurimages», Министерства Культуры РФ, Литовского центра кино и Агентства Кинематографии Республики Македония.

Андрей Сигле, продюсер: 
«Как ни странно, это первый игровой фильм о Хармсе. Пока существуют только документальные. В нашей работе мы постарались ответить на вопросы, касающиеся жизни писателя, а их много. Хармс — это тяжелая судьба, но яркие и запоминающиеся произведения. Честно говоря, в процессе создания фильма вся съемочная группа была просто влюблена в героя».

Ранее было снято более 20 документальных фильмов о творчестве Хармса, более 30 игровых картин и 50 анимационных проектов по мотивам его произведений. На сцене были поставлены балеты, оперы, мюзиклы, спектакли по творчеству этого литературного провокатора. Однако тема переплетения жизни и творчества Хармса в игровом кино отразится лишь сейчас — в дебютном фильме Ивана Болотникова. 


Иван Болотников, режиссер: 
«Наш фильм – это попытка проникнуть в секрет притягательности человека, о котором мы можем судить по осколкам творчества, рассеянным в мемуарах сведениям, в совокупности говорящим о значительности целого, скрывающегося под псевдонимом Хармс».

В проекте интернациональный актерский состав. Кроме того, далеко не всех исполнителей удалось найти в картотеке профессиональных актеров – в окружении Хармса было слишком много характерных и необычных персонажей. Поэтому приходилось искать даже на улицах и в соцсетях. Главную роль исполнил польский актер и театральный режиссёр Войцех Урбаньски, первую жену Хармса, Эстер Александровну Русакову,  — польская актриса Юстина Вонщик, а вторую, Марину Малич, — Айсте Держюте из Литвы, получившая в 2015 году престижную премию European Shooting Stars Берлинского международного кинофестиваля.

Войцех Урбаньски, актер: 
«Первое, что притягивает в этой роли, - загадка этого человека и желание разгадать ее. Изучать роль я стал, в первую очередь, из записных книжек, и мне кажется, что это тоже сильно повлияло на мое видение этой роли. Мы не всегда совпадали с Иваном, но мне кажется, что для фильма это хорошо, у нас был постоянный диалог, иногда — спор, но всегда творческий».


Элегантный пижон Даниил Ювачев или Хармс в картине – завсегдатай беспрерывных литературных тусовок и любитель эпатажа. Живя в обществе, он совершенно от него оторван. В атмосфере его ветхой квартиры и редакции детских журналов «Чиж» и «Еж», ленинградских улиц, набережных и крыш разворачивается удивительная битва человека с самим собой, своими пороками, страстями, с целым миром, в котором он существует, будто запертый в клетку. Справится ли он с давлением общества, любовными коллизиями, невозможностью заниматься творчеством?

Создателям картины удалось ярко и натуралистично передать атмосферу не только смутной эпохи 30-40 годов прошлого века, но и необычный внутренний мир  главного героя. Авангардизм и эпатаж присутствовал не только в его творчестве и мировоззрении, но и во всем, что его окружало. Художники Владимир Светозаров, Марина Николаева и Лариса Конникова провели колоссальную работу при подготовке костюмов и декораций. Ни одного обычного предмета – чего только стоит «конфедератка» (военный головной убор немецкого образца XIX века) или изобретенная Хармсом «словесная машина».

Шандор Беркеши, оператор-постановщик: 
«Кино сейчас создается атмосферными вещами, воздухом... Мы находили все это потихоньку. Внешность Хармса, как он должен быть одет, как он должен ходить, что он должен говорить. Мы изначально работали на то, чтобы воссоздать то время».


«Хармс» был снят в короткие сроки – всего за 22 дня. Зимние сцены, действие которых происходит в блокадном Ленинграде, снимались в конце февраля. Основной съемочный этап пришелся на май. В качестве локаций были выбраны центральная часть Санкт-Петербурга, родного города писателя, Петроградская сторона и город Кронштадт. В одном из исторических зданий Петроградской стороны была построена декорация квартиры Хармса, а также редакции детских журналов «Чиж» и «Еж», в которых он работал. 

Творчество Хармса оказало влияние на русский рок, современную русскую сказку и литературный постмодерн. Известные рок-музыканты Петербурга, такие как группа «АукцЫон», вокалист группы «НОМ» Юрий Салтыков, солистка группы «Колибри» Инна Волкова приняли участие в съемках фильма. Они создают особое настроение, словно находясь «на одной волне» с героем фильма.




Самое читаемое сегодня

Главные новости дня