Скандал с Ryanair в Украине: почему истерика безосновательна

Скандал с Ryanair в Украине: почему истерика безосновательна

Агрессивная компания

Ryanair – крайне агрессивный переговорщик, который традиционно выставляет многочисленные и трудновыполнимые условия, при этом не очень считаясь с нормами национального законодательства. Это авиакомпания с крайне неоднозначной репутацией бизнес-акулы. И «Борисполь» – далеко не первый аэропорт, который не договорился с лоукостером. В прошлом году компания со скандалом покинула аэропорт в Осло из-за введения нового налога. Чуть позже – сократила две базы в Италии из-за увеличения муниципального налога. Ryanair не раз обвиняли в недопустимом давлении и попытке влияния на налоговую политику ряда стран. Поэтому нет оснований полагать, что срыв соглашения с ирландской компанией отпугнет другие лоукостеры, которые отлично проинформированы о негибком имидже Ryanair.

Прежде чем договариваться с «Борисполем», компания потерпела оглушительное фиаско с аэропортом «Киев». Соглашение не подписали из-за требований авиаперевозчика, которые, по словам руководства «Жулян», нарушали антимонопольное законодательство. Однако тогда «зраду» раскручивать не стали, быстро переориентировавшись на «Борисполь».

«Еще по переговорам авиакомпании с аэропортом «Жуляны», где владельцы частных пассажирских терминалов отказались от сотрудничества на условиях авиакомпании, было понятно, что требования европейского авиаперевозчика не слишком привлекательны для столичных украинских аэропортов. Необходимо было задуматься и предложить создать для Ryanair взаимовыгодные условия, а не оказывать давление на руководство государственного аэропорта с требованием любой ценой подписать соглашение – очевидно убыточное для предприятия», – отметил исполнительный директор компании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко.

Анализ соглашения

Соглашение в редакции Ryanair действительно содержало ряд, мягко говоря, необоснованных требований. Это бесплатные стойки регистрации, стоянки для такси, площади для рекламы, 35% от дохода Duty Free и еще масса привилегий.

«Очевидно, это требования, которые не сможет удовлетворить ни одно государственное предприятие. Не говоря уже о том, что лоукостер требовал предоставить 80% скидки на рейс «Киев-Лондон». А по действующей публичной оферте аэропорта «Борисполь», где установлены все скидки на аэропортовое обслуживание, такая скидка предоставляется только на новые рейсы.

Рейс же «Киев-Лондон» таковым не является. В лондонские аэропорты уже давно летают МАУ и British Airways», – подчеркнул в беседе с «Обозревателем» эксперт по авиационному праву, управляющий партнер юридической компании «ECOVIS Бондарь и Бондарь» Олег Бондарь.

Кроме того, Ryanair требовал фиксированную ставку в размере $7,5 с пассажира, которая бы покрывала три сбора (сбор за пассажирское обслуживание, сбор за авиабезопасность и сбор за взлет и посадку).

«Но если первые два сбора установлены законодательно из расчета за каждого пассажира, то сбор за взлет и посадку зависит от взлетной массы воздушного судна и количества пассажиров на борту. То есть он не может быть зафиксирован из расчета на одного пассажира», – пояснил нам юрист.

Олега Бондаря смущает и еще одно условие: Ryanair настаивал на английском праве и Лондонском арбитраже, хотя договор об оказании аэропортовых услуг исполняется в Украине и регулируется многочисленными императивными требованиями украинского законодательства.

«Лондонский арбитраж в свою очередь одно из самых дорогих негосударственных арбитражных учреждений. И когда государственное предприятие передает свои споры на его исключительное рассмотрение, оно технически может значительно ограничить свое право на судебную защиту», – подытожил Бондарь.

Бизнес, а не самовредительство

Соглашение, которое пытался протащить лоукостер, содержит не только необоснованные и невыгодные для аэропорта условия, но еще и в некоторой степени дискриминационные.

Заходя в Украину, большинство инвесторов хотят увидеть честную конкуренцию и верховенство законов рынка. Однако Ryanair, напротив, пытается добиться для себя особых правил игры. «Жуляны» не могли пойти на требования ирландской авиакомпании еще и потому, что им пришлось бы объясняться с Wizzair.

Венгерский лоукостер, у которого, кстати, куда большая история сотрудничества с Украиной, наверняка потребовал бы аналогичных условий. У «Борисполя» возникли бы схожие проблемы. И дело даже не в «Международных авиалиниях Украины».

«British Airways 20 лет выполняет регулярные рейсы в «Борисполь» из Лондона, и будет абсолютно несправедливо, если для новой авиакомпании будут созданы более привлекательные условия на том же направлении, чем для давнего клиента (партнера). И судебный иск, например, British Airways может дорого стоить аэропорту «Борисполь», –считает Анатолий Мазуренко.

Ко всему прочему стоит добавить, что демарш Ryanair может в итоге оказаться лишь переговорным ходом, чтобы усилить свои позиции. Этот трюк лоукостер тоже проделывал не раз. В любом случае премьер-министр Владимир Гройсман уже анонсировал возобновление переговоров с компанией.

Истерия вокруг срыва соглашения порождена во многом тем, что его подписание Министерство инфраструктуры преподносило как свершившийся факт.

В результате украинцы начали покупать билеты и планировать поездки, в то время как переговорный процесс, причем очень проблемный, был в самом разгаре. Ключевой момент этой истории – любая бизнес-договоренность должна носить взаимовыгодный характер. В ином случае это либо благотворительность, либо самовредительство.


Самое читаемое сегодня

Главные новости дня