Без «Яндекса»: Google увеличил стоимость рекламы на треть

Без «Яндекса»: Google увеличил стоимость рекламы на треть

«Яндекс» (как и Google) не «светит» финпоказатели по Украине. InternetUA попытался посчитать, какая ориентировочная выручка «Яндекса» от интернет-рекламы.

Согласно данным ИнАУ, объем рынка медийной интернет-рекламы в 2016-м составил 1, 784 млрд грн. По оценкам ВРК, оборот рынка контекстной рекламы (поиск, включая часть GDN) достиг 1, 2 млрд грн. В целом же украинский рынок интернет-рекламы превысил 2,98 млрд грн. Если верить экспертным оценкам, то доля «Яндекса» в рекламном пироге составляла 10-20%.

Получаем, что ориентировочная рекламная выручка за 2016 год компании могла колебаться от 300 до 600 млн грн. Кому достался столь лакомый кусок пирога?

В июне, по данным Factum Group Ukraine, среднее значение дневной доли аудитории «Яндекса» снизилось на 19% – до 15% посетителей.  Охват месячной аудитории уменьшился на 20% – до 40%.  «Яндекс» потерял 47% поисковых запросов.

Рекламодатели поступили достаточно предсказуемо: перенесли бюджеты на контекстную рекламу из «Яндекса» в Google.

За счет роста конкуренции и перераспределения бюджетов – ставки на СРС у Google увеличились на 10-30%.  «Рост неокончательный. Сейчас лето, сезон отпусков. Когда начнется осенняя бизнес-активность, можно прогнозировать увеличение СРС еще в полтора-два раза. Мы получили монополию рекламного рынка», – говорит директор по развитию агентства эффективного интернет-маркетинга WebPromo Антон Вороник.

По его словам, сейчас идет сильная перекачка аудитории, в результате которой увеличивается конкуренция в рекламе. «Рост конкуренции в рекламе непосредственно приводит к повышению стоимости клика. Для потенциального клиента  это стоимость целевого действия – конверсии, звонка, заказа, понижение рентабельности инвестиции. Соответственно, контекстная реклама становится менее выгодной», – добавил он.

Произошла релокация бюджетов и на медийную рекламу из «Яндекса»,  в том числе и на украинские интернет-площадки. По словам директора по маркетингу FISH media hub Максима Иванова, в Уанете практически в каждой категории существует большое количество площадок с качественной аудиторией. «Например, тот же Ukr.net обладает хорошими возможностями таргетинга и может удовлетворить потребности любого рекламодателя, который ранее размещался на российских сервисах. Пока рано говорить, в каком соотношении и куда точно перераспределят бюджеты клиенты.  Но мы, например, готовы к этим изменениям. За последний год мы добавили в свой портфель новые продукты и укрепили сотрудничество с нашими, украинскими партнерами. И сейчас объемы размещенной там рекламы заметно растут», – отмечает Иванов.

Наблюдается тенденция, когда рекламодатели ищут более дешевые пакеты размещения – выбирают те, в которых предлагают недорогие баннеры и видео на сайтах. При этом, зачастую, главный критерий – легальный контент.

Поскольку Украина была не приоритетным рынком как для «Яндекс», так и Mail.Ru, рунетовцы откровенно  демпинговали на украинском рынке е-рекламы. Поэтому теперь рекламодателям приходиться перекраивать бюджеты  в сторону увеличения.

«На перестройку инфраструктуры рынка, перераспределение доли бюджетов и подходов к размещению, обучения инхаус команд и команд на стороне агентств уйдет какое-то время. Пока это происходит – будет страдать рекламодатель: некоторое время размещения будут не такими эффективными, как раньше», – очерчивает еще одну проблему руководитель отдела платными каналами трафика в Promodo Алексей Васюткин.

В целом эксперты считают, что необходимо 4-5 месяцев, чтобы рекламодатели сориентировались в новых реалиях и перенастроились.

Площадкам пока не удалось повторить фокус Google с ростом стоимости на размещение. «Сейчас повышать стоимость никто не будет. Многие заключают годовые контракты. Из-за нарушения договора рекламодатели могут просто уйти. На рынке достаточно альтернатив», – считает коммерческий директор компании Ukr.net Роман Скрыпник.

В то же время, эксперты прогнозируют, что вскоре на рынке появится ряд специальных предложений, которые будут включать как дорогие, так и дешевые пакеты размещений. Больше площадок станут использовать RTB-технологии.

«Украинские площадки и сервисы будут вынуждены активно преобразовываться, предоставлять клиентам новые рекламные возможности, а агентства и сейлз-хаусы — поднимать качество предоставляемых услуг. Ведь рекламодатели становятся все более требовательными. Насколько вырастут цены, сейчас прогнозировать сложно», – добавляет директор по маркетингу FISH media hub.

Что дальше

По прогнозам участников рынка, в скором времени украинские рекламодатели перестанут размещаться на любых российских площадках, ведь доля украинских пользователей там сокращается. «На нашем рынке появятся новые интересные проекты и социальные сети, появятся новые рекламодатели. Мы считаем, что у украинского рынка онлайн-рекламы впереди этап существенного роста и качественного развития», – предполагает Максим Иванов.

Руководитель отдела платных каналов трафика в Promodo отмечает, что у Google появился шанс быстрее интегрировать технологии programmatic закупки через Double Click и захватить еще большую долю рекламного рынка.

«Ценность остальных рекламных площадок резко снизится.  Потому что покупать аудиторию в одном месте гораздо удобнее. Без Mail.Ru (а там была немалая часть именно охватных размещений) и «Яндекс» + VK, ситуация изменится на Google + FB и «остальное». И это «остальное» рано или поздно вынуждено будет подключиться в общий стек площадок, так как они не Facebook, который на данный момент фактически отказывается это делать. Это повлияет и на структуру, и на формат работы сейлз-хаусов в Украине», – уверен Алексей Васюткин.


Самое читаемое сегодня

Главные новости дня