В Alphabet попробуют хранить энергию с помощью соли и антифриза

В Alphabet попробуют хранить энергию с помощью соли и антифриза

О новой разработке X, известной своей работой над автономными «гугломобилями», очками Google Glass и прочими инновациями, пишет Bloomberg со ссылкой на представителей подразделения Alphabet. В настоящее время над схематичным прототипом разработки под названием Malta работает небольшая (менее 10 человек) команда исследователей.

Разработка еще не получила официальный статус имеющего жизнеспособную бизнес-модель «проекта X», как у раздающих интернет воздушных шаров Project Loon. Тем не менее, Alphabet уже ищет партнеров, чтобы построить, подключить к электросетям и запустить полноценный коммерческий прототип своего промышленного «солевого аккумулятора». Если проект будет развиваться и дальше, речь зайдет о прямой конкуренции с производителями промышленного оборудования вроде Siemens или General Electric.

Одна из главных проблем «экологичной» электрогенерации — неравномерность производства энергии ветряными турбинами или солнечными батареями. Пики в производстве энергии такими методами, обусловленные освещенностью и силой ветра, почти никогда не совпадают с пиками потребления — в итоге энергокомпании не в состоянии отказаться от традиционных, более предсказуемых источников электричества.

За первую половину 2017-го только в Калифорнии было потеряно более 300 000 мегаватт «зеленого» электричества — просто потому, что не было возможности его сохранить. В Германии в 2015-м «выбросили» 5% электричества из возобновляемых источников, а в Китае потери в таких системах достигают 17 процентов.

Однако никто не спорит, что за возобновляемой энергией будущее, а, значит, создатель экономически эффективной системы ее хранения может рассчитывать в ближайшие десятилетия на многомиллиардные контракты. По прогнозу Bloomberg New Energy Finance инвестиции в системы хранения электроэнергии составят к 2024 году 40 млрд долларов.

Коммерческий вариант системы Malta будет выглядеть как комплекс из четырех цилиндрических баков, подключенных трубами к тепловому насосу. При этом размеры «аккумулятора» могут варьироваться – от обычного гаража до полноразмерной электростанции. Два из баков заполняются солью, другие два — антифризом. Система преобразует полученное электричество в отдельные потоки горячего и холодного воздуха. Горячий нагревает соль, холодный — студит антифриз.

Стоит повернуть переключатель, и процесс поворачивается вспять: потоки горячего и холодного воздуха из накопителей смешиваются, создавая мощный поток, вращающий турбину и вырабатывающий электричество. Поскольку соль может долго сохранять тепло, система способна хранить энергию многие часы или даже дни (зависит от уровня теплоизоляции баков) и выдавать ее по мере необходимости. Теоретически система рабочая, но главная задача инженеров: подобрать правильные температуры ее работы и недорогие материалы, которые сделают ее внедрение экономически целесообразным. Именно это и удалось сделать команде проекта Malta — дорогая высококачественная сталь и керамика установке не понадобятся.

Сколько может стоить коммерческая система такого рода, в X не сказали, но потенциально она способна быть в несколько раз дешевле литиево-ионных батарей той же емкости.

В то же время, рост производства традиционных аккумуляторов снижает цены на них, так что проекту Malta важно не только предложить более дешевое решение, но и сделать это как можно скорее.


Самое читаемое сегодня

Главные новости дня