Пришедшие с мечом: В прокат выходит диснеевский «Последний богатырь»

Пришедшие с мечом: В прокат выходит диснеевский «Последний богатырь»

19 октября 2017 года в прокат выходит «Последний богатырь» Дмитрия Дьяченко  (прокатчик -  WDSSPR), фильм производства Disney и Yellow, Black and White, новая диснеевская попытка поработать на российской почве с жанром сказки, проект интересный и важный. Дело даже не в бэкграунде создателя, а в общей попытке как-то вернуть в наше игровое кино Кощея, Бабу-Ягу, Змея Горыныча, трех богатырей и прочих известных фигурантов, да так, чтобы они не выглядели бедными родственниками своих предшественников из советской эпохи. Получилось даже лучше, чем можно было ожидать.


Железная бабка, Женщина-лягушка и Капитан Кощей

«Последний богатырь» - история о простом русском парне Иване, который живет в наше время и успешно промышляет работой белым магом Светозаром, то есть выступает на телешоу и принимает от населения хорошо оплачиваемые заказы на магию. Это позволяет ему существовать в полном шоколаде и почти не думать об этике своих поступков. Но однажды Иван чудом оказывается в волшебной стране Белогорье, узнает, что способен найти волшебный меч-кладенец и серьезно повлиять на местную геополитику. Он знакомится со сказочными персонажами и вступает с ними в неожиданный союз. То есть помогает Кощею, Бабе-Яге, Водяному и примкнувшей к ним Василисе (она же – лягушка) в их сравнительно справедливой битве с Добрыней Никитичем и его супругой Варварой. Последние привели добро в Белогорье к тотальной победе и правят железной рукой.

На старте проекта представители Disney в России говорили, что хотят продолжить традицию экранизаций прекрасных русских сказок, начатую Александром Роу и Александром Птушко. По факту «Последний богатырь» не то чтобы не следует традиции, но не испытывает перед ней отчаянного трепета и не превращается в ее жалкое подобие. Ухитриться пройти между привычными персонажами с их историями и желанием следовать современным, страшно сказать, западным тенденциям - это одно из основных его достоинств. Главный персонаж в исполнении Виктора Хориняка («Оттепель», сериал «Кухня», а вообще-то еще и актер МХТ им. А. П. Чехова) – удачное попадание в образ. Интереснее обстоит дело с волшебными персонажами. Кощей (Константин Лавроненко), Баба-Яга (Елена Яковлева), Василиса (Мила Сивацкая) не просто осовременились, но стали похожи на супергероев. Ироничная Яга в качестве гаджетов использует различные зелья и травы, систематически оборачивающаяся лягушкой юная сиротка Василиса мучается двойственностью своего бытия, Кощей командует окружающими и защищает справедливость, как он ее понимает (приветы Тони Старку, Питеру Паркеру, Стивену Роджерсу и другим). Попутавший рамсы Добрыня Никитич (Евгений Дятлов) не столь интересен, потому как этого персонажа оттесняет на задний план его мощная супруга (Екатерина Вилкова). Это, а также тот факт, что Чудо-Юдо (Александр Семчев) оказывается дамой, позволяет «Последнему богатырю» следовать феминистским тенденциям в кино, добравшимся и до сказок. Достойные боевые сцены, недешевые съемки, костюмы, шутки-прибаутки (никогда еще внезапно грянувшая песня Стаса Михайлова не воспринималась адекватной аудиторией с таким энтузиазмом) – все это может сделать фильм интересным не столько детской, сколько чуть более взрослой аудитории. Равно как и свойственная диснеевским сказкам нового времени амбивалентность в отношении вроде бы известных сказочных конфликтов. И при этом кино, созданное на русском материале, счастливо избежало скрепности и сопутствующей ей неприязни к загнивающему Западу. «Последний богатырь» в этом смысле совершенно самодостаточен: заграницы тут нет вообще.

Бюджет фильма студия не разглашает, в прокатном удостоверении указан рейтинг 12+. Что будет с кассой, уверенно прогнозировать сложно. Хотя в его пользу говорит то, что «Последний богатырь» выходит на фоне недавно обнародованной статистики о росте сборов отечественного кино: газета «Ведомости» со ссылкой на Фонд кино пишет, что за девять месяцев 2017-го сборы российских фильмов по сравнению с прошлым годом выросли на 25%, тогда как сборы иностранных – на 5,3%, и в целом доля российского кино в прокате достигла 20%. Учитывая тот факт, что количество российских релизов уменьшилось по сравнению с прошлым годом, доля нашего кино в прокате выросла как раз за счет роста средних сборов на фильм. Но так или иначе «Последний богатырь» - пока самая убедительная попытка реанимировать в кино жанр русской сказки.


Богатые и бедные

Советская кинематографическая традиция русской сказки была такой мощной, что в XXI веке все попытки вернуть Бабу-Ягу, Кощея и их подельников в игровое кино выглядели жиденько. Придать трактовкам сказочных персонажей новое звучание и заинтересовать потенциальную аудиторию получалось не очень. Появлялись такие, например, фильмы, как «Чудеса в Решетове» (2004г.). Эта комедия о перипетиях провинциальной жизни, собравшая в прокате 15 тыс. долларов, имела рейтинг 12+, но совершенно непонятно, на кого была рассчитана. И вроде в кадре существовали Василиса, русалка, Добрыня Никитич, кот Тимофей, Кощей и даже волшебное зеркало, но на сказку все это не тянуло. Имелись неплохие актеры (от Нодара Мгалоблишвили до Алексея Панина), но отсутствовала внятная история, а уж спецэффекты были на уровне кооперативного кино.

Пример наоборот чрезвычайно стильной и четкой истории с нормальным  бюджетом и соответствующими возможностями – «Соловей-Разбойник» (2012г.). Фильм, придуманный Иваном Охлобыстиным с ним же в главной роли собрал в прокате 5,2 млн. долларов, но назвать это волшебной сказкой и тем более семейным кино язык не повернется. Шумная криминальная комедия с прокатным рейтингом 16+ и неизбежными ассоциациями с творчеством Тарантино поражала числом зарубленных, застреленных и подорванных персонажей, а также непременной охлобыстинской харизмой, но к заглавному персонажу имело отношение только название.

Честной попыткой адаптировать волшебных героев под современность стала «Реальная сказка» (2011г., рейтинг 12+, касса – 1,7 млн.). Фильм  спродюссировал и сыграл в нем роль Ивана-дурака Сергей Безруков. И вроде имелся даже классический конфликт между темными и светлыми силами в лице Кощея и Ивана с Василисой, перенесенный в наши дни. Но фильм был наполнен такой злободневной классовой обидой пост-ельцинского периода (злодей непременно олигарх, герои обязательно учительница и ВДВшник), что смотреть его как вечную волшебную историю о борьбе добра со злом не получалось.

Disney решил поработать на русском материале с русской сказкой еще в 2009г. Его первый проект – «Книга мастеров», кино с бюджетом 8 млн., собравшее в России 10, 8 млн. и попавшее в иностранный прокат. «Книга мастеров» получила рейтинг 0+ и могла заинтересовать зрителя разного возраста. Детям – волшебная коллизия; подросткам – спецэффекты, драки и романтическая любовь; умным подросткам – сцены с участием Михаила Ефремова (34-й богатырь). Единственная, но серьезная претензия, которую можно было предъявить фильму – за исключением технической стороны и пары-тройки гэгов ничего нового зрителю не показали. Сама история была очень близка советской традиции, игравший Ивана Максим Локтионов даже первый раз появлялся в кадре под романтическую музыку, словно перебравшуюся сюда из советского кино, и своим стилем в целом, несмотря на юный возраст, сильно напоминал канонического Сергея Столярова.


Из проектов недалекого будущего интригует «Конек-Горбунок» Олега Погодина и компании СТВ Сергея Сельянова. Авторы планируют бюджет 600 млн. рублей. и интересные спецэффекты (за них отвечает CGI-Factory Александра Горохова). Стихотворный текст Петра Ершова переведут в прозу, и по жанру это будет смесь хоррора и комедии. То есть насчет семейного кино большие вопросы, зато такой проект определенно мог бы заинтересовать молодежную аудиторию. Съемки планируют начать в следующем году, а выход намечен не ранее 2020-го.

Но гарантированной нишей для русской сказки долгие годы является анимация. Тут есть место и экспериментальным фильмам. Например, «Бабка Ёжка и другие» Валерия Угарова и United Multimedia Projects, собравшая в прокате в 2006г. около 720 тыс. долларов, а также выигравшая фестиваль анимационного кино в Суздале. Или цикл «Гора самоцветов» от студии «Пилот», сложнейший проект, выполненный в разных анимационных жанрах и посвященный сказкам народов России. И коммерческим хитам, каковыми стали, фильмы студии «Мельница» - богатырская серия и серия про Ивана Царевича и Серого волка. Богатырская сага из семи частей собрала в российском прокате в общей сложности почти 100 млн. долларов, а три анимационных фильма «Иван Царевич и Серый волк» - около 54 млн. Эти проекты имеют рейтинг 0+, 6+ или 12+, но благодаря своему юмору привлекают разную аудиторию. Их ставят в прокатную сетку в лучшее время, чаще всего под Новый год или в новогодние каникулы, вот и в этом году публику ждет очередная часть богатырской франшизы «Три богатыря и принцесса Египта». В такой ситуации предложить зрителю волшебную сказку не в анимационном, а в игровом варианте – это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом есть.

«Последний богатырь» Дмитрия Дьяченко в российском прокате с 19 октября.




Самое читаемое сегодня

Главные новости дня