Железный занавес расширяется: закон Яровой полностью изолирует российский интернет

Железный занавес расширяется: закон Яровой полностью изолирует российский интернет

Эти риски уже изучает входящая во France Telecom компания Orange Business Services. Сложности возникнут и у иностранных интернет-сервисов, зарегистрированных на РФ как организаторы распространения информации. К такой категории Роскомнадзор относит около десяти компаний, включая мессенджер Telegram, разработчика браузера Opera Software и сервис знакомств Badoo.

Требования «закона Яровой» по хранению данных приложимы ко всем организаторам распространения информации, включая иностранных операторов, участвующих в процессе приема, передачи или обработки данных на территории России. Об этом говорится в отчете Института исследований интернета (ИИИ). Иностранные компании, имеющие на России лицензию оператора по предоставлению услуг связи от фиксированной до голосовой, могут попадать под требования “пакета Яровой” и, как следствие, нести риски, связанные с нарушением норм иностранного права,— поясняет главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.

“Ъ” писал о возможности международных рисков применения «закона Яровой». Речь идет о предполагаемом нарушении европейского регламента «О защите физических лиц при обработке персональных данных и свободном обращении таких данных» (GDPR). Регламент ЕС вступает в силу 25 мая 2018 года и устанавливает избирательное хранение данных пользователей для целей обеспечения национальной безопасности при условии их согласия на обработку персональных данных.

Необходимость исполнения требований «закона Яровой», вступающих в силу 1 июля 2018 года, и одновременно GDPR приведет к сокращению присутствия иностранных компаний на российском рынке телеком-услуг, если не к полному их уходу, отмечается в отчете ИИИ. Одна из крупнейших таких компаний — Orange (входит во France Telecom и работает в 220 странах), которая имеет на России подразделение и лицензии на оказание услуг по передаче данных и голосовой связи, отмечает господин Казарян.

«Orange рассматривает для себя риски одновременного применения GDPR и российских законов,— подтвердила директор по маркетингу “Orange Business Services Россия и СНГ” Дарья Абрамова. — Мы как российский оператор связи, осуществляющий свою деятельность на основании лицензий, обязаны соблюдать применимое к нам законодательство, в том числе в области персональных данных». «GDPR исключает применение “пакета Яровой” к вопросам международной политики и безопасности»,— напоминает госпожа Абрамова.

Для иностранных онлайн-сервисов требования по сбору и хранению персональных данных пользователей и их раскрытию по запросам служб безопасности также несут высокие репутационные риски, уверена директор по стратегическим проектам ИИИ Ирина Левова. Применение законов о персональных данных в российском праве ограничено «по национальному принципу», подтверждает она, но при этом интернет-услуги не предоставляются по такому признаку: даже если регистрационные формы содержат графу о гражданстве пользователя, проверить достоверность предоставленной информации не представляется возможным. «Пока решение этой проблемы для компаний не очевидно»,— добавила она.

Под действие «закона Яровой» также могут попадать сайты иностранных СМИ (BBC, CNN и т. п.) или торговые онлайн-площадки, которые проводят регистрацию пользователей, считает член экспертного совета по цифровой экономике Госдумы РФ Никита Куликов. К примеру, Alibaba Group будет развивать на России площадку Tmall, и там тоже будет регистрация с персональными данными, а по закону все компании, работающие с ними, должны быть внесены в госреестр, указывает господин Куликов. Такие компании либо будут соблюдать российские законы, либо будут вынуждены уйти с рынка, констатирует он.

Сейчас в реестре организаторов распространения информации, попадающих под «закон Яровой», около 96 ресурсов, включая российские интернет-компании, мессенджеры, соцсети, почтовые и поисковые сервисы, которые действуют и в ЕС, а также иностранные компании, которых пока около десяти. В их числе WeChat, Threema, Telegram, сервис знакомств Badoo, американский видеохостинг Vimeo, Opera Software и несколько файлообменников.

Для справки: 17 триллионов рублей потратят операторы связи до 2019 года на реализацию «закона Яровой», оценивает РСПП.

Opera Software закрывает на России свой офис

Компания, разрабатывающая браузер Opera, закрывает российский офис – в её планах переориентация с корпоративного на массовый рынок, сообщает Роскомсвобода. Сегодня Opera получила от Роскомнадзора предложение, от которого трудно отказаться, и… решила таки покинуть русскую Биопомойку. Совпадение? Не думаем.

О решении закрыть российский офис компании Opera Software сообщила ее представитель Карин Грев-Исдаль. По ее словам, выручка компании на корпоративном рынке в последнее время снижалась и Opera сочла российский офис более ненужным при переориентации компании на потребительские продукты. Закрытие состоится в ближайшее время, сказала Грев-Исдаль. Наряду с основными продуктами – веб-браузерами для компьютеров и мобильных устройств – Opera предлагает приложения для оптимизации и защиты работы в интернете, а также телевизионный интернет-сервис Opera TV. По данным компании, ее потребительскими продуктами пользуется около 350 млн человек во всем мире. Более двух третей доходов компании приходилось на направления бизнеса, не вошедшие в сделку с китайским консорциумом. Сейчас в российском офисе Opera Software работает не больше 10 человек, сообщил «Ведомостям» его представитель Михаил Зайцев, готовящийся покинуть компанию 30 ноября.

Напомним, Роскомнадзор провёл переговоры с норвежской Opera Software о добровольной фильтрации интернет-ресурсов на России, обсудив техническую возможность фильтрации ресурсов, доступ к которым ограничивается на России по закону, при работе браузера Opera в режиме Turbo. По мнению директора Института исследований интернета Карена Казаряна, такого рода сотрудничество Opera с Роскомнадзором грозит компании репутационными и имиджевыми рисками.

Является ли уход Opera Software с РФ ответом на предложение российских властей посотрудничать в области цензурирования Рунета, пока неизвестно. Но свершившаяся продажа потребительского бизнеса компании, включая браузер, консорциуму китайских инвесторов, всё же наталкивает на негативные мысли. «То, что теперь Опера принадлежит китайским инвесторам, может сыграть роль в их позиции по фильтрации сайтов, — считает глава «Роскомсвободы» Артём Козлюк. — Китайцам не привыкать к цензурированию интернета. С другой стороны, сами разработчики Оперы — сторонники либертарианских идей, главный из них — представитель Пиратской партии Норвегии, которая выступает за свободу слова, мысли, информации. Мой прогноз: Опера все же не прогнется.»

Сейчас, согласно статистике LiveInternet, браузер от Opera Software шестой по популярности на России — его выбирают 3,9% пользователей. Артём Козлюк считает, что его рейтинг может упасть, если компания пойдет на соглашение с РКН: «Новые инвесторы должны понимать, что Опера на российском рынке имеет конкурентное преимущество за счет Turbo-режима. Если принять условия Роскомнадзора, позиции можно потерять».

Поэтому остаётся только надеяться, что принципиальность и здравый смысл в этом вопросе одержат верх, и Opera всё же не пойдёт на поводу российских ревнителей цензуры. Ну и конечно жаль, что Россию покинула ещё одна именитая компания, как это ранее сделали Google, закрывший российский центр разработок, VPN-провайдер Private Internet Access, которого вынудил уйти «пакет Яровой», переведшая из Зеленограда в Прагу разработку Skype компания Microsoft и многие другие. Виной тому всё более ухудшающийся деловой климат на Эрефии, перекинувшийся в том числе и на интернет — о чём этой весной предупреждал в своём отчёте Яндекс.


Самое читаемое сегодня

Главные новости дня