Instagram-пропаганда: как звезды соцсетей помогают власти

Instagram-пропаганда: как звезды соцсетей помогают власти

В последние месяцы в аккаунтах соцсети Instagram несколько российских светских львиц под одним и тем же хэштегом #жизньналаживается опубликовали хвалебные отзывы о действиях властей в России. В одном из них телеведущая Ольга Бузова рассказывает о том, что часто возвращается домой поздно, но заметила, что в последнее время Москва как будто посветлела - уличные фонари стали работать ярче.

Или певица Нюша, которая к собственной фотографии на фоне одного из каналов Венеции делает подпись об улучшении ситуации с пробками в Москве. Другая блогерша и бывшая жена популярного рэпера Гуфа - Айза Анохина - под таким же хэштегом пишет о президентском поручении, в соответствии с которым по всей России появилось 800 тысяч мест в детских садах. Телеведущая Ксюша Бородина делится радостью об открытии перинатального центра в Пензе и надеется, что государство будет развивать отечественную медицину.

За хэштегом #жизньналаживается

DW проанализировала аккаунты и выяснила, что в одно и то же время у Бузовой, Хилькевич, Бородиной и еще у нескольких попавших в поле зрения редакции звезд возникали выполненные в одинаковой стилистике посты про заслуги российских властей.

Между рекламой платьев, кремов, салонов по наращиванию ресниц телеведущая Ирена Понарошку и актриса Анна Хилькевич вспомнили про День учителя и про то, что президент России поздравляет 15 самых лучших учителей в Кремле. 

Кроме того Бузова, Понарошку и Хилькевич в своих аккаунтах рассуждают о плюсах отечественной медицины, упоминая первую в России операцию по пересадке сердца.

За несколько дней до открытия парка Зарядье в Москве те же самые звезды опубликовали информацию о своем визите в парк. Так, Понарошку под “селфи” на фоне Москвы сообщила, что этот парк - лучший подарок Москве ко Дню города. А телеведущая Катерина Варнава призналась в том, что она получила колоссальное удовольствие, прогуливаясь по парку. В конце постов звезды не забывали пригласить всех на открытие парка 11 сентября.

Звезды хотят на Байкал

В начале августа вышеперечисленные звезды вспомнили про озеро Байкал. Бузова под фотографией, сделанной на фоне золотистых песков Калифорнии, почему-то пишет о том, что правительство работает над улучшением экологической ситуации на Байкале. Днем ранее уже Понарошку опубликовала фотографию себя в позе лотоса с подписью под ней о возможном развитии йога-туризме на Байкале. Правда, в это время телеведущая проводила свой отпуск далеко от этого озера - на пляжах Санта-Моники в США.

В это же время Хилькевич публикует фотографию с отдыха на Адриатическом море и пишет под ней, что очень хотела бы посетить Байкал. А Бородина разместила свою фотографию с рыбалки рядом с фотографией рыбачещего президента России Владимира Путина. Чем объяснить такое внезапное внимание светских львиц к Байкалу? Может, тем, что в августе, на той же неделе, когда были размещены посты, Путин побывал на озере Байкал, где обсудил экологическую обстановку, порыбачил и выпустил в озеро мальков омуля.

Однако сами звезды редко отдыхают в России. Понарошку зимует с семьей в Таиланде, Вьетнаме или на острове Бали. Хилькевич предпочитает отдыхать в Хорватии или на острове Крит. А Бузова отдыхает в Испании или Дубае.

Заработать в Instagram - легко

То, что Instagram стал площадкой для продвижения товаров и услуг, писали еще в 2015 году в издании Собака.ру. Согласно экспертам, стоимость упоминания продукта в посте популярных звезд с более 1,5 млн подписчиков начинается с 50 тысяч рублей. Иногда цена доходит до 500 тысяч рублей за одну публикацию. Само ценообразование непрозрачное, все зависит от звезды и от того, в каком формате упомянут бренд. Например, публикация фотографии звезды вместе с товаром стоит дороже.

До недавнего времени многомиллионную аудиторию подписчиков таких звезд совсем не удивлял явный контраст постов о новом средстве для укладки волос и, скажем, о строительстве аэропорта вХраброво - публикации набирали по несколько сотен тысяч лайков. Но появление хэштега  #жизньналаживается оказалось перебором - в сети появился альтернативный саркастический флешмоб, в котором пользователи делают публикации, как, по их мнению, налаживается жизнь в России. Под хэштегом начали появляться фотографии с больницами в аварийном состоянии и разбитыми дорогами.

Фабрика хороших новостей

Русская службаBBC 13 октября опубликовала текст, в котором, ссылаясь на свои источники в Белом доме и Кремле, разоблачила Кремль в создании доброй машины пропаганды. Из-за неблагоприятной экономической обстановки в России, влияющей на социальное самочувствие россиян, выборы президента России могут пройти в депрессивной атмосфере. Чтобы этого избежать, пишет Русская служба Би-би-си, первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко провел совещания с федеральными органами власти и попросил их собрать информацию, которую можно было бы использовать для демонстрации улучшения жизни.

Международный политтехнолог Виталий Шкляров в интервью DW рассказал, что разработкой подобных новостных повесток в сети занимаются группы политтехнологов. Проводятся интернет-тестирования: на какие баннеры чаще всего реагируют, или какие письма чаще всего открывают люди из фокус-группы. После этого создается техническое задание или готовый текст, который передается команде лидера аудитории для дальнейшей публикации.

Такая тактика продвижения положительных новостей через профили социальных сетей звезд, по мнению политтехнолога, работает. Бывают и промахи, как в случае с хэштегом #жизньналаживается, но большинство людей принимают эту информацию. Эксперт приводит в пример абстрактные рассуждения о свободе слова и о конституционных правах в противовес словам о конкретном построенном аэропорте или конкретной проведенной операции по пересадке сердца, которые лучше запомнятся. Такие факты, случайно появившиеся в постах звезд, работают как запоминающиеся крючки, рассказал Шкляров. Самый большой самолет, самая первая операция - это те аргументы, которыми легко оперировать в споре со случайным критиком текущей власти.

Подобная акция может быть частью предвыборной кампании нынешнего президента России Владимира Путина, считает эксперт. Сейчас Путину нужно донести идею, что он отец народа, под защитой которого все хорошо. Это часть предвыборной риторики - чтобы повысить интерес к выборам. Потому что в нашей системе, где интерес к выборам исторически невелик, тем более, что когда из выборов делают одно и то же шоу 20 лет подряд, люди отказываются в них участвовать. Но чтобы выборы были легитимными, важно обеспечить высокую явку россиян, а для этого нужна мотивация, - говорит Шкляров.


Самое читаемое сегодня

Главные новости дня