Госдолг России превысит критический уровень в 2019 году

Госдолг России превысит критический уровень в 2019 году

Государственный долг России в ближайшие три года будет увеличиваться с рекордной за всю новейшую историю страны скоростью, в 2018-м году достигнет предельного уровня, определенного госпрограммой управления бюджетом, а в 2019-м году - превысит этот критический порог, следует из Основных направлений государственной долговой политики РФ на 2017-19 гг, опубликованных Минфином в понедельник.

Согласно документу, как минимум до 2019 года правительство намерено занимать на внутреннем рынке по 1,05 трлн рублей ежегодно - втрое больше, чем в предыдущий трехлетний период.

По мере обнуления Резервного фонда (запланировано на 2017 год) и исчерпания ресурсов ФНБ долг станет основным источником закрытия дыры в федеральном бюджете, которому грозит существенное недополучение доходов из-за неблагоприятных внешних условий и стагнации экономики.

Чистый объем займов (минус погашения) с 0,6% ВВП в 2016 году вырастет до 1,1% ВВП в 2019-м - максимального значения за всю историю современной России, отмечает Минфин.

 

К концу трехлетнего бюджетного цикла госдолг превысит потолок, закрепленный госпрограммой Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков. Она требует, чтобы предельный объем задолженности правительства не превышал 100% доходов бюджета.

В 2016-м году госдолг составил 82,5% поступлений в казну, в 2018-м достигнет 99,8%, а в 2019 - 104,2%, прогнозирует Минфин.

На уровне регионов ситуация еще хуже: у 8 субъектов РФ уровень долга уже превысил 100% доходов, еще у 12 перешагнет критический порог в 2017 году, говорится в Основных направлениях.

Долговой рывок российского правительства не может продолжаться бесконечно, предупреждают экономисты Институтом Гайдара и РАНХиГС: чем выше долг - тем больше расходы на его обслуживание, а именно этот параметр - критический для бюджета и долгового рынка любой страны, в том числе РФ.

По данным Минфина, процентные расходы к 2019 году увеличатся в 1,4 раза и будут съедать 869,5 млрд рублей ежегодно и почти сравняются с расходами на образование и здравоохранение вместе взятыми.

Критический порог расходов на обслуживание долга, который закреплен в Бюджетном кодексе, - 1% ВВП. Уже в 2018м году этот показатель достигнет 0,93% ВВП, а 2019м вполне может перешагнуть потолок, подсчитали в РАНХиГС. Это значит, что с 2020-го года увеличивать долг прежними темпами будет невозможно.

Налицо тенденция к накоплению существенных бюджетных рисков. <...> При самом негативном сценарии речь может идти о невозможности привлечения заемных ресурсов в необходимых объемах и на приемлемых условиях, - констатирует Минфин.

Ключевой вопрос еще и в том, кто будет кредитовать российское правительство в таких рекордных объемах, отмечает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. В 2016-м году Минфин занял около 500 млрд рублей, из которых 400 предоставили иностранные банки и фонды, доля которых на рынке облигаций федерального займа достигла 26%.

Де-факто рынок российского госдолга будет напрямую зависеть от настроений этих иностранных игроков, предупреждает Порывай.

Доля нерезидентов в ОФЗ достига пика и будет снижаться, прогнозирует Минфин. Основными покупателями долговых бумаг российского правительства, по идее ведомства, должны стать российские банки.

 


Самое читаемое сегодня

Главные новости дня