Назло всем. Зачем Россия бьет рекорды по добыче угля

Назло всем. Зачем Россия бьет рекорды по добыче угля

Пока страна наращивает добычу, весь мир берёт курс на снижение потребления этого вида топлива

Будущее угольного экспорта России оказалось в тумане парниковых газов, кстати, на одну пятую состоящих из дыма сгорающего в топках ТЭЦ чёрного топлива. Но этого стараются не замечать управленцы в транспортной и угледобывающей отраслях, - озабочены журналисты сайта Vgudok.

На днях в центре Бонна собралась многотысячная демонстрация против добычи и использования угля,. По разным данным в акции приняли участие от 10 до 25 тысяч человек. «Фрау Меркель, выходи из угля!» – призывали демонстранты, требуя прекратить его добычу и импорт из России, Австралии, Колумбии и перейти от традиционной энергетики к возобновляемым источникам.

 

Бывшая столица ФРГ неспроста привлекла такое количество борцов за экологию. Здесь с 6 по 17 ноября проходит Международная конференция по климату «СОР 23». Мероприятие достаточно внушительное, и от принятых здесь решений зависит будущее энергетики во многих странах. На снижение потребления угля взяли курс Китай, Япония и Южная Корея. А если присоединятся США, Германия и другие европейские страны, то, как следствие, на мировом рынке появятся невостребованные объёмы угля и рухнут цены.

О возможности такого развития событий аналитики Международного энергетического агентства (МЭА) предупреждали ещё год назад.

В России прогнозов МЭА, судя по всему, никто не услышал. По крайней мере, отечественные угольщики упорно наращивают добычу. К 2018 году они обещают выдать до 410 млн тонн.

В 2010 году экспорт российских энергетических углей сравнялся с объёмами внутреннего потребления. В 2015 году объёмы добытого угля оказались рекордными за всю постсоветскую историю. Это достижение ежегодно обновляется.

При этом нельзя сказать, что угольщики стараются исключительно для своей страны. Специалисты констатируют, что темпы роста объёмов добычи угля соответствуют росту его экспортных поставок. Тогда как поставки российским энергетикам, напротив, снижаются. Причём в течение 10 лет (с 2001 по 2011 годы) снижались они обратно пропорционально росту экспорта.

Не отстают от шахтёров и портовики, для которых уголь – основной и, соответственно, желанный груз. На прошедшей недавно конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство» приводились следующие цифры из 335,8 млн тонн сухих грузов, перегружённых в 2016 году всеми портами РФ, на уголь пришлось 134,3 млн тонн. Объёмы других крупных номенклатур на порядок меньше: грузы в контейнерах – 42,7 млн тонн, зерно – 35,5 млн тонн, чёрные металлы – 28,2 млн тонн, минеральные удобрения – 16,2 млн тонн. Остальные грузы не дотягивают до 10, а то и до 5 млн тонн в год.

Хочешь автомобиль? У нас их 100!

Нативная реклама Relap

Ну а зачем стивидорам «мелочь» вроде леса или металлолома? Расширяться, так под уголь. К примеру, «Восточный Порт», который в 2016 году перевалил 23,5 млн тонн угля, на достигнутом останавливаться не намерен, рассчитывает уже в ближайшие годы переваливать по 40 млн тонн угля.

 

Похоже, не спешат отслеживать рыночные тенденции и в РЖД. Там ежемесячно отчитываются о миллионах тонн и процентах прироста погрузки угля, который везут себе же в убыток. И при этом корпорация требует денег у госбюджета. Напомним, что в развитие Восточного полигона РЖД планируют вложить до 1 триллиона рублей. То есть в компании готовы влезть в долги, чтобы проложить ещё больше путей, построить новых станций и перевозить ещё больше угля, в результате наращивая убытки.

С чем в итоге останется Россия? Конкуренции с другими странами – угольными экспортёрами наша страна не выдержит, потому что мы единственные в мире, кто везёт уголь на экспорт за тысячи километров. Может случиться так, что невозвратные инвестиции под будущий спрос превратятся в угольную пыль, покрывшую невостребованные портовые терминалы и пустые ж/д пути.

Кризиса угледобывающей промышленности России, возможного из-за обвала мирового рынка, можно было бы избежать в случае переориентации на внутреннее потребление. Новых железных дорог для этого строить не требуется. Однако нужны средства на внедрение современных технологий для снижения вредных выбросов. А средства эти пока идут совершенно на другие цели, вроде «воронки» того же самого Восточного полигона

Кстати, агентство Reuters сообщило, что объёмы импорта угля в Китай по итогам октября сократились на 21,5% (до 21,2 млн тонн) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение, помимо прочего, связано со стремлением властей Поднебесной переориентировать промышленность на более чистые энергоносители...

 

Самое читаемое сегодня

Главные новости дня