«Тульский кейс» на Российском инвестфоруме: какой станет инфраструктурная ипотека

«Тульский кейс» на Российском инвестфоруме: какой станет инфраструктурная ипотека

Участники Российского инвестиционного форума в Сочи в ходе сессии «Инфраструктурная ипотека: государственно-частное партнерство 2.0» обсудили возможности, которые дает регионам новый инструмент


Изображение с сайта rusinvestforum.org

Консолидация подходов

В сессии принял участие премьер-министр России Дмитрий Медведев, подчеркнувший, что инфраструктура страны определяет само ее существование. Глава правительства поручил министру финансов Антону Силуанову и главе Минэкономразвития Максиму Орешкину в недельный срок представить окончательный вариант подходов к внедрению инфраструктурной ипотеки в регионах.

Премьер уточнил, что ему известно о расхождениях в позициях ведомств по этому вопросу, поэтому он настойчиво попросил Орешкина и Силуанова суметь «договориться» за неделю.

Новые механизмы привлечения инвестиций, действительно, вызывают немало дискуссий, и вопросы Минфина к «дорожной карте» Минэкономразвития связаны главным образом с источниками финансирования, а конкретно с одним из них – федеральным бюджетом, который Госдумой уже расписан на годы вперед.

Силуанов рассматривает инфраструктурную ипотеку как модифицированное государственно-частное партнерство (ГЧП), которое предполагает изменения действующего уже законодательства.

В регионах также хорошо понимают, что федеральный центр рассчитывает на их усилия в вопросе привлечения частных инвестиций: для роста экономики страны инвестиции в развитие инфраструктуры должны быть увеличены более чем в 2 раза – до 5,4 трлн рублей.

Для этого инвесторам нужны более благоприятные условия и гарантии, которые бы снизили риски и оптимизировали проектное управление.

Регионы считают «копеечку к копеечке»

Несмотря на амбициозность поставленной задачи, руководители регионов уже стали подсчитывать, сколько может принести в местные бюджеты реализация проектов в рамках инфраструктурной ипотеки. С учетом того, что многие из них участвуют в программе реструктуризации долгов, новый инструмент позволит им быстрее улучшить свое положение.

Глава Архангельской области Игорь Орлов заявил, что рассматривает строительство железнодорожной магистрали «Белкомур», соединяющей Белое море, Коми и Урал, как пилотный проект инфраструктурной ипотеки. Сложность этого межрегионального проекта заключается в том, что у него пока нет госгарантий.

В конце прошлого года Республика Коми выставила на продажу акции этого железнодорожного проекта, и срок приема заявок переносили уже несколько раз. По словам Орлова, два российских инвестора уже присмотрелись к проекту, но, по всей видимости, они ждут определенности в новых подходах, на которой настаивал Медведев.

По предварительным расчетам, за 10 лет на поддержку проекта уйдет порядка 64,5 млрд рублей из федерального бюджета, но в последующие 20 лет государство вернет себе эти деньги, заработав 180 млрд рублей, а собранные налоги на всех уровнях составят 1,2 трлн рублей.

Проект хотят реализовать к 2023 году, но многое зависит от позиции правительства, ожидающего согласия финансового и экономического блоков.

Глава Минтранса Максим Соколов ратует за завершение в срок строительства Багаевского и Нижегородского гидроузлов. Первый призван решить проблему судоходства на мелководье реки Дон, а второй – увеличить грузопоток на Волге и расширить возможности для нижегородских портов.

В ходе реализации проектов будут устранены узкие места, затрудняющие эксплуатацию Единой глубоководной системы, и регионы получат гарантию глубины на весь период навигации. Предполагается, что Нижегородский и Багаевский гидроузлы достроят к 2021 году, и средства в федеральном бюджете на эти работы уже заложены. Ростовская область дополнительных средств на реализацию проекта не просит, предпочитая пересматривать финансирование менее значительных проектов.

В то же время новая модель привлечения инвестиций способна развязать руки регионам, которые берутся за столь масштабные изменения, складывая свой бюджет и федеральные средства буквально «копеечка к копеечке».

«Тульский кейс» без «перегрева»

Регионы всегда пытаются заручиться поддержкой федерального центра при реализации масштабных проектов, но эффективность управления оценивается центром по тем самостоятельным усилиям и выработанным подходам, которыми каждый субъект федерации достигает результатов.

Губернатор Тульской области Алексей Дюмин в рамках сессии на Российском инвестиционном форуме поделился тем, какие планы связывает он с инфраструктурной ипотекой, и что удалось реализовать в регионе при поддержке прекратившего свое существование Инвестиционного фонда РФ, из которого ранее финансировались проекты государственно-частных партнерств.

«Созданы тысячи новых рабочих мест, улучшена логистика, увеличены объемы производства, появились новые заводы и цеха, как следствие, выросли доходы бюджетов всех уровней», - поделился он, выделив из двух десятков проектов лишь наиболее значимые – мост через Оку в Алексине и дорогу, связывающую Новомосковск с трассой М4 Москва-Сочи. Теперь все внимание направлено на инфраструктурную ипотеку, которая позволит региону и дальше действовать на перспективу.

Тульская область готовится реализовать в новых условиях проект объездной автомобильной дороги в Новомосковске, которая увеличит логистические возможности расширяющегося «Еврохима», крупнейшего налогоплательщика «Проктэр энд Гэмбл» и старожила «Кнауф».

Кроме того, проект благоприятно скажется на экологии города за счет перераспределения грузового транспорта и снизит нагрузку на уличную сеть, которая ежегодно требует по 10-15 млн рублей на ремонт дорог. По словам Дюмина, проект полностью себя окупит. «Этот пример показывает правильность решения о создании инфраструктурной ипотеки», - считает он.

Врио главы Ивановской области Станислав Воскресенский решил обрисовать ситуацию «простыми словами»: в его регионе «дорожный фонд около 2 млрд рублей, а реально, без «перегрева» региональной экономики могли бы строить дорог на 4-5 млрд рублей». Возвращение в течение 10-15 лет кредитных средств ипотечными платежами позволил бы Ивановской области «радикально поменять качество дорог».

Воскресенский поддержал идею строительства объездных дорог, подчеркнув, что это, действительно, крайне важно не только для логистики, но и для экологии в городах.

KPI для регионов

По пути разделения источников инвестиций регионы идут уже не первый год. Тульская область стала первым российским регионом, подписавшим соглашение государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ.

Это достижение региона отметил замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис: концессионное соглашение с привлечением кредитных средств на сумму 453 млн рублей предусматривает реконструкцию системы теплоснабжения и горячего водоснабжения Ясногорска.

Инфраструктурная ипотека в ЖКХ выглядит довольно перспективным направлением: инвесторы интересуются крупными проектами, где им легче рассчитать доходность. Однако муниципальные образования в ЖКХ пока оперируют скромными предложениями, на которые бизнес смотрит с очень большим сомнением.

Дюмин высказал в ходе сессии несколько предложений, которые, по его мнению, позволят оптимизировать для регионов работу в рамках инфраструктурной ипотеки. В частности, он предложил создать новые механизмы финансирования предпроектной стадии, так как это позволит наиболее полно и точно учитывать позиции ин 0084e тересантов на всех уровнях и оценивать доходность в зависимости от вносимых изменений, не затягивая исследования.

Также, по его мнению, необходима разработка методических рекомендаций с едиными подходами для участников проектов, обеспечивающие прозрачность процессов, и современные программы обучения всех вовлеченных в реализацию. Стоит, по его мнению, расширить и доступ регионов к этому механизму, так как не все субъекты способны справляться с инфраструктурными проблемами исключительно за счет своих бюджетов.

Дюмин выразил уверенность в том, что «инфраструктурная ипотека существенно улучшит возможности для развития, как отдельных регионов, так и страны в целом».

Новый инструмент, безусловно, повысит уровень ответственности глав регионов, особенно, тех, кто до определенного момента относился к закредитованности, в том числе и коммерческой, слишком спокойно. По всей видимости, для региональных властей участие в инфраструктурной ипотеке, ее погашение, станет еще одним показателем KPI, а для федерации в целом – новым шагом к повышению общей управляемости процессами в стране. 


ff89fbd0

Самое читаемое сегодня

Главные новости дня