Распространение контента в Европе через VOD сервисы

Распространение контента в Европе через VOD сервисы

Портал ПрофиСинема продолжает знакомить читателей с результатами исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, опубликованного Европейской аудиовизуальной обсерваторией/European Audiovisual Observatory. В статье речь пойдет о состоянии рынка VOD сервисов на территории ЕС.

Половина компаний предоставляющих VOD сервисы сконцентрирована в 4 странах ЕС

В 40 европейских странах плюс Марокко в общей сложности сосредоточено 5530 телекомпаний и 2785 VOD сервисов, в том числе 4 208 телекомпании и 2 270 VOD сервисов находится в Евросоюзе. Половина телекомпаний зарегистрированных в ЕС сконцентрирована в четырех странах: Великобритании, Германии, Франции и Италии. Подавляющее большинство телекомпаний частные и только 7% являются общественными. Треть доступна в формате HD. 53% компаний предоставляющих VOD сервисы зарегистрированы  в Великобритании, Франции, Германии и Нидерландах.  Netflix, а также более 40 национальных компаний, предоставляющих услуги VOD на европейском рынке зарегистрированы именно в Нидерландах.


Спорт, кино и ТВ сериалы – наиболее востребованы у европейского зрителя

Три четверти вещательных телеканалов ЕС можно отнести к 8 основным тематическим направлениям: универсальные (15%), спортивные (14%), развлекательные (13%), каналы с фильмами (8%), детские (7%), музыкальные (7%), с документальными фильмами (6%) и каналы про образ жизни, досуг, путешествия и здоровье (5%). В ЕС на VOD сервисах, в отличие ТВ каналов несколько иное соотношение тематических направлений. На первом месте остается общая направленность (24%), затем сервисы с фильмами и сериалами (23%). Среди других направлений, имеющих существенную долю на рынке: детские (9%), развлекательные (8%), документальные (7%) и спортивные (5%). Аналогичные цифры и в других европейских странах, не входящих в ЕС и Марокко.


Премиум ТВ и VOD доминируют

Около 15% телевизионных услуг в ЕС доступны через цифровое эфирное телевидение (DTT), а остальные через кабельное, спутниковое или интернет (IPTV). Большинство телевизионных каналов платные и/или премиальные сервисы, в то время как только одна треть доступна бесплатно. К большей части сервисов доступ открыт через интернет (73%), через приставку (16%) или через over-the-top - ОТТ (11%). Наиболее распространенные бизнес-модели (почти две трети от общего числа услуг) - VOD и подписка. Бесплатный контент и совместные платформы составили оставшиеся 38%.

Крупные американские игроки в Европе

Несколько крупных игроков из США, таких как Amazon (Великобритания) и Netflix (NL), используют для предоставления VOD услуг по всей Европе свои европейские дочерние компании. iTunes (IE) работает по смешанной модели, предлагая 110 версий контента для конкретных стран на различных языках. В то время как Google и Microsoft, предоставляют услуги из Соединенных Штатов.

Трансграничные запросы контента и территориальное лицензирование

В 2017 году в центре обсуждения находился «принцип территориальной исключительности» - регулирование предоставления аудиовизуальных услуг на едином цифровом рынке. Мнения разделились, некоторые считают, что авторские права, действующие на определенной территории, станут препятствием для доступа к аудиовизуальным произведениям. Другие, наоборот говорят, что только лицензирование может обеспечить культурное разнообразие на цифровом рынке.

Движение в направлении к трансграничному переносу онлайн-контента на национальные рынки

8 июня 2017 года было принято Постановление ЕС о трансграничной доступности онлайн-услуг на национальных рынках. Согласно Постановлению абоненты платных подписок могут пользоваться оплаченными услугами на всей территории ЕС  без дополнительных сборов.  Бесплатные телеканалы также могут воспользоваться Постановлением при условии, что  будут проверять страну проживания своих подписчиков.


Исключение аудиовизуальных услуг из новых правил, касающихся  геоблокировки

Принцип территориальной исключительности также лежит в основе обсуждения Регламента ЕС по устранению геоблокировки и других форм ограничений по признаку гражданства, места жительства или места на внутреннем рынке. Одним из ключевых аспектов обсуждения является вопрос расширения сферы действия Регламента на аудиовизуальные услуги. Так, после года обсуждений,  со-финансируемое кино остается в «серой зоне» и вызывает обеспокоенность. В ноябре 2017 года сопредседатели ЕС согласились исключить из Регламента материалы, защищенные авторским правом.  Однако, это еще не конец и в ближайшие два года Комиссией предусмотрена тщательная оценка.


На пути к использованию онлайн и телевизионного контента без границ

И последнее, но не менее важное: территориальная исключительность – на данный момент краеугольный камень переговоров по документу регулирующему авторские и смежные права в применении к некоторым онлайн-трансляциям и показам повторов («спутниково-кабельное регулирование»).

Главная цель урегулирования этого вопроса - дать возможность вещателям показывать стриминговое видео в других государствах, позволяя им очищать права на контент в стране создания.

Принятие соответствующих законов может иметь огромное влияние на существующую бизнес-модель в ЕС, поэтому до сих пор ведутся споры. После года обсуждений, в ноябре 2017 года Европейский парламент предложил ограничить трансграничную передачу новостными программами, что также позволяет  операторам легче получать права на программы из других государств членов ЕС. 


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал




ff89fbd0

Самое читаемое сегодня

Главные новости дня