Возвращение монолита: в прокате «2001 год: Космическая одиссея»

Возвращение монолита: в прокате «2001 год: Космическая одиссея»

30 августа в российский прокат выходит знаменитый фильм Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». Так и тянет написать «новый» - смотришь его много раз и все равно каждый раз находишь там что-то новое. В год пятидесятилетия фильма Warner Bros. выпускает его в так называемой «невосстановленной» копии. Рассказываем о торжественных мероприятиях в связи с полувековым юбилеем фильма, а также о самых любопытных конспирологических теориях, связанных с этим поразительным произведением искусства.

«Невосстановленная» 70-миллиметровая копия – это пленочная копия, отпечатанная с новых исходных материалов, которые были сделаны с оригинального негатива. Премьера состоялась в рамках ретроспективных показов Канн 12 мая этого года, вел ее Кристофер Нолан, давний поклонник Кубрика и известный пропагандист пленки, куратор работ над копией. Показ тогда посетила дочь режиссера Катарина Кубрик, благодарившая студию и Нолана, чье творчество ее отец, – она уверена, – оценил бы высочайшим образом.

Кубрик и праздник

«2001 год…» переиздается в мире регулярно, пока два самых интересных года переиздания – это, конечно непосредственно 2001-й, ну и нынешний, юбилейный. 

С особой фантазией к празднованию нынешнего юбилея фильма подошел музей Смитсоновского института (Национальный музей воздухоплавания и астронавтики). Художник Саймон Берч воссоздал с точностью до мельчайших деталей номер отеля, в котором в фильме умирает Дэйв Боуман. Модель этой комнаты и выставили в Смитсоновском музее, сделав ее центральной частью экспозиции. Арт-объект был доступен для публики с 8 апреля по 28 мая. То есть посетители могли заходить в комнату и постараться почувствовать себя внутри фильма. Стартовали музейные торжества, кстати, с посвященной Кубрику вечеринки Yuri’s Night. Вообще же, к слову, «Ночь Юрия» проводится в музее в честь Юрия Гагарина ежегодно в начале апреля.

Вышла новая важная книга, Space Odyssey: Stanley Kubrick, Arthur C. Clarke, and the Making of a Masterpiece Майкла Бенсона, автора, много раз встречавшегося с Кларком, семьей Кубрика, командой фильма. Книга красочно описывает, как задумали и снимали это кино. «Прочитав ее, вы поймете, что раньше просто не представляли, сколько всего вы не знали о фильме», - написал рецензент The New York Times.

В Германии в июле прошел крупный международный симпозиум, на котором ученые из разных стран мира с угрюмой серьезностью читали лекции о философии Кубрика и о культе, связанном с его именем, о параллелях с идеями Ницше и трансгуманистов, о влиянии фильма на индустрию комиксов и на архитектуру современных видеоигр.


Почтовое отделение острова Мэн в Великобритании выпустило роскошную серию из восьми марок – на них есть изображения Кубрика и Артура Кларка, HEL 9000, Боумана, звездного младенца, космического корабля, черного монолита. Чтобы создать марки, Почтовое отделение трудилось вместе с Warner Bros., семьей Кубрика и с SKFA (Stanley Kubrick Films Archive).

Это лишь некоторые прокатившиеся по планете праздничные акции и события в честь фильма, который сначала приняли, мягко говоря, не очень.

Как все начиналось

Премьера состоялась в Вашингтоне 2 апреля 1968г (в рамках «роудшоу», лимитированных показов перед выходом ленты в широкий прокат). Прошла она не очень хорошо, люди уходили из кинотеатра, не дожидаясь конца просмотра.

Утром следующего дня команда фильма погрузилась в самолет и вылетела в Нью-Йорк на следующий показ. Актер Гэри Локвуд, игравший астронавта Фрэнка Пула, оказался в самолете рядом с Артуром Кларком и свидетельствовал потом, как мрачен был писатель, расстроенный плохим приемом. Похоже, Локвуд был самым большим оптимистом касательно будущего их ленты. В многих изданиях на протяжении разных лет появлялись именно его цитаты о том, какой это без сомнения исключительный фильм.

Сомневался даже игравший Боумана Кир Дуллеа, но не Локвуд. Вот и тогда в самолете он убеждал Кларка, как всем невероятно повезло, как волшебным образом сошлись звезды, что именно в этот момент технологии позволяли реалистично изобразить космический полет, а Кубрик уже был достаточно опытным режиссером, чтобы взять рассказ такого великолепного автора как Кларк и совместными усилиями создать подобное кино.

Показ в Нью-Йорке прошел не лучше. Равно как и в Лос-Анджелесе. Именно там кинозвезда Рок Хадсон, выходя из зала, пробормотал растиражированное потом прессой «Кто-нибудь может мне сказать, о чем это все, черт возьми». Критика отреагировала полярным образом, кто-то сразу назвал фильм грандиозным, кто-то счел его провалом, морально претенциозным, мутным и слишком длинным. The New York Times отмечала, что фильм находится где-то между гипнотическим и очень скучным. Знаменитый Эндрю Саррис вообще активно колебался - после первого просмотра счел фильм катастрофой, после второго назвал его истинно большой работой настоящего художника. После премьерных показов, после всего этого Кубрик сократил фильм почти на 20 минут и никогда потом не упоминал, что хотел бы вернуться к первоначальному варианту. Лента в тот премьерный год даже не попала в оскаровскую номинацию «фильм года», а из четырех своих номинаций (в числе которых были режиссерская и сценарная), выиграла только статуэтку за визуальные эффекты.

В 1969г., кстати, Америка отправила фильм на Московский кинофестиваль. Где он конкурировал с лентами Жака Тати, Кэрола Рида и Пьетро Джерми (бывали в истории ММКФ такие времена). И ничего не выиграл.


Сейчас-то да, сейчас фильм признан классикой, входит в многочисленные списки лучших из лучших, именитые режиссеры от Скорсезе до Спилберга наперебой признаются в том, как это кино на них повлияло. Справедливости ради следует сказать, что многие коллеги Кубрика фильм мгновенно признали, даже писали режиссеру поздравительные телеграммы. Да что там, даже Ватикан, правда, только в 1995г., назвал «2001 год…» одним из лучших фильмов всех времен. Но в год премьеры настроение авторам подпортили очень конкретно.

О влиянии фильма на жанр и на киноискусство в целом написаны книги.

Особенно емко выразился Ридли Скотт, на Венецианском кинофестивале 2007г. он заявил, что этот фильм непревзойденный и настолько великий, что в каком то смысле он убил жанр фантастики. То есть, просто закрыл тему.

Интересно, что наоборот повлияло на Кубрика и Кларка в процессе их работы.

Британский BFI разразился на эту тему большой статьей, написал о неочевидных цитатах и доказанных влияниях. К первому пункту относится, например, военная драма «Кентерберийская история» Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера. Дескать, оттуда Кубрик мог почерпнуть вдохновение для знаменитого превращения подброшенной обезьяной палки в космический корабль. А также называет несколько фильмов, которые автор видел и которые совершенно точно его поразили. Вот они:

«Вселенная» Романа Кройтора и Колина Лоу, получасовая документальная лента, профинансированная National Film Board Канады – Кубрик приглашал режиссеров к сотрудничеству, но те были заняты. Зато закадровый голос «Вселенной» Дуглас Рэйн в итоге озвучил HAL 9000.

«Очарование» Джордана Белсона, 8-минутный космический калейдоскоп геометрических узоров, от которого Кубрик был в восторге. Есть версия, что он и Белсона приглашал совместно поработать.

«Война на Диком Западе» Джона Форда, Генри Хэтэуэя, Джорджа Маршалла и Ричарда Торпа, амбициозная и грандиозная художественная работа. В оригинале фильм называется How the West Was Won. Свой проект Кубрик и Кларк в интервью описывали как историю о том, How the Solar System Was Won.

«Икар1» Индриха Полока, фантастика об экспедиции к Альфа Центавра в 2163г. Известно, что Кубрик смотрел фильм чехословацкого режиссера прямо в процессе работы над своей лентой.

«К Луне и дальше» Кона Пендерсона, фильм, сделанный Graphic Films ко Всемирной Выставке 1964/1965. Кубрик побывал на показе и пошел знакомиться с авторами и с создателем спецэффектов. Последнего звали Дуглас Трамбалл, который в том числе и благодаря Кубрику впоследствии стал знаменитостью и вообще богом («Бегущий по лезвию», «Близкие контакты третьей степени», «Древо жизни»).


Жив, живет в Крыму

С именем Кубрика связано множество конспирологических теорий. Некоторые касаются и нынешнего юбиляра. Самая популярная касается сотрудничества режиссера и NASA – якобы Кубрик помогал Агентству фальсифицировать полет на Луну, для чего использовал не вошедшие в свой шедевр кадры. Есть и совсем уж дикие теории. Например, такая: своим фильмом автор предупредил землян о жутком культе Сатурна в среде власть имущих (сатурнианцы готовят нас к следующему этапу эволюции, для чего массово занимаются сексом с
детьми). Речь в фильме должна была идти о полете к Сатурну, но студия заменила его на Юпитер.

Еще одно ответвление от теории о фальсификации полета на Луну: Кубрик знал об инопланетянах и пытался рассказать зрителю правду о них. Инопланетяне запрещают нам исследовать космос и высаживаться на Луне (потому полет туда и был сфальсифицирован, ведь Лунную гонку с Советами никто не отменял), но сами нас исследуют, а мировые правительства хранят секретные файлы о похищениях людей инопланетянами. И вот режиссер завладел этими файлами и творчески их переработал - погружение Боумана в монолит на орбите Юпитера есть метафора такого похищения.

Наконец, самая романтичная теория связана с маниакальной страстью Кубрика уничтожать или хотя бы жестко контролировать неиспользованные материалы и даже реквизит. Восемь лет назад вдруг сообщили о найденных где-то в Канзасе 17 минутах фильма, не вошедших в прокатную версию. Это были те самые кадры, которые Кубрик вырезал после неудачных премьерных показов. Warner Bros. выступила с обращением, что эти кадры никогда и не терялись, просто студия уважает видение режиссера и оставляет его вариант в неприкосновенности. Но поздно. Учитывая высказывания того же мастера спецэффектов Дугласа Трамбалла по поводу того, что отснятой пленки было в двести раз больше, чем итоговая версия фильма, родилась новая теория. Был еще более масштабный фильм «2001 год: Космическая одиссея». И где-то он существует и по сей день.

Наверное, где-то вместе с Элвисом и Цоем.

«2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика выходит в российский прокат (прокатчик – «Каро-Премьер») в IMAX с 30 августа.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал


Автор: Марина Латышева




ff89fbd0

Самое читаемое сегодня

Главные новости дня