Продюсеры фильма «Завод» считают, что картина заинтересует не только россиян, но и зарубежного зрителя

Продюсеры фильма «Завод» считают, что картина заинтересует не только россиян, но и зарубежного зрителя

8 сентября на 43 Международном кинофестивале в Торонто в рамках секции Contemporary World Cinema состоялась премьера фильма «Завод» режиссера Юрия Быкова. В производстве картины принимали участие кинокомпании, Фильмы Навсегда Медиа (Yellow Black & White Films), Kinovista, Кода и Инвада Фильм. В интервью интернет-порталу ПрофиСинема продюсеры «Завода» Руслан Татаринцев (Yellow Black & White Films) и Шарль-Эврар Чехов (Kinovista) рассказали о создании фильма, стратегии его продвижения в российском и мировом прокате, а также о фестивальной судьбе картины.


Дарья Осташева:
В июле 2016 года Министерство культуры РФ отвергло сценарий проекта «Завод» Юрия Быкова в силу его острой социальной тематики. Однако спустя год, благодаря поддержке студии Yellow, Black and White Films, французской компании Kinovista и партнерам, картина была запущена в производство. Почему вы решили поддержать фильм? Чем он заинтересовал вас?

Руслан Татаринцев:
Не думаю, что Министерство культуры не поддержало фильм финансово из-за, как вы говорите, «остросоциальной тематики». У Быкова каждый фильм острый и социальный, но и «Майор», и «Дурак» были поддержаны Минкультом. И его следующий проект «Сторож», в котором мы принимаем участие, также получил господдержку. На самом деле, 3 года назад, когда Юрий подавал заявку, этот проект выглядел довольно сырым. За эти годы им была проделана огромная работа, прежде всего над сценарием, кино созрело и выросло. В том числе, надеюсь, и благодаря нашим усилиям.

Конечно, после успеха «Метода» мы хотели делать с Быковым сериал. Но Юра в том момент уже несколько подустал от работы с «чужим» материалом и телевизионным форматом. После резонансного «Дурака» его зрители целых четыре года ждали «новый фильм Юрия Быкова». Мы просто не могли не поддержать его. Да, после «Кухни», «Последнего Богатыря», «СуперБобровых» и других комедий, для нас это - своего рода эксперимент, проба, заход на территорию серьезного драматического жанра. Но студия растет, развивается, нам исполнилось 10 лет, мы стали большими и даже вошли в число мэйджоров - лидеров кинопроизводства. Безусловно, мы хотим работать с лучшими нашими режиссерами. Я бы, нисколько не сомневаясь, поставил Юрия в один ряд с такими авторами и исследователями «загадочной русской души» как Шукшин, Балабанов и Высоцкий... И, конечно, мы счастливы, что такой большой и уникальный режиссер как Юрий Быков делает с нами сразу несколько проектов.

Шарль-Эврар Чехов:
Я познакомился с Юрием Быковым еще до выхода его фильма «Майор». Эта картина произвела на меня большое впечатление, я захотел поработать с ее режиссером, и на его следующем проекте «Дурак» я выступил в качестве французского дистрибьютора. Во Франции фильм вышел в ограниченном прокате и собрал небольшую кассу, но Юрия Быкова начали узнавать, им заинтересовалась пресса. Фильм показали ведущие французские телеканалы, в частности, Canal+. Когда Юрий рассказал мне идею картины «Завод», сценария еще не было, но сама концепция мне очень понравилась, я понял, что это его материал. В этом проекте я уже решил участвовать не только как дистрибьютор, но и как продюсер.

Субсидия Минкульта не была ключевым фактором в нашем решении принимать участие в проекте, мы понимали, что у фильма есть потенциал для того, чтобы найти финансирование от индустрии. Что и произошло, когда в проект вошла одна из ведущих российских кинокомпаний Yellow, Black and White Films, и фильм получил поддержку целого ряда профессиональных партнеров из России и Франции, в том числе субсидию от европейского фонда ко-продукции Eurimages.

Дарья Осташева:
Фильм «Завод» - ко-продукционный проект, в создании которого принимали участие такие компании, как YBW, Kinovista и другие партнеры. Какова доля компании YBW, а также доли французских партнеров в общем бюджете фильма? Как вы договорились разделить права по прокату в мире?

Шарль-Эврар Чехов:
Наша картина – это официальная ко-продукция, где права разделены стандартно и партнеры из России и Франции совместно решают вопросы по реализации прав на фильм в остальном мире.

Руслан Татаринцев:
Как вы знаете, наш рынок очень узкий, это не Китай, где локальные картины с завидной частотой собирают 100-300-500 миллионов долларов - так много, что можно уже снимать собственные «Аватары». Русскоязычный кинорынок маленький, а недавно он ещё уменьшился, когда Украина перестала прокатывать российские картины. Поэтому все студии смотрят на мировой кинопрокат как на инструмент, который может помочь окупаемости проекта или даже принести какую-то дополнительную прибыль. Особенно это важно для авторского кино, у которого каждая «зрительская копеечка» на счету.

Поэтому «Заводу» очень повезло, что у него с самого начала появился европейский партнер - Шарль Чехов (дистрибьюторская компания Kinovista), который с успехом прокатывал во Франции предыдущие фильмы Быкова, и благодаря которому к нам присоединилась компания Wild Bunch, ведущий независимый дистрибьютор в мире. Партнерами проекта также стали: Canal+ (Франция) и Инвада Фильм (Россия). Кроме того, фильм был поддержан европейским фондом Eurimages. В числе его участников состоит и российский Минкульт - так что он все-таки поддержал проект.

И поддерживает в Торонто: кроме офиса Wild Bunch, «Завод» представлен и на стенде компании РосКино, благодаря которой на фестиваль полетел оператор-постановщик Владимир Ушаков и полетел бы Денис Шведов, если бы у него совсем не вовремя не закончились страницы в загранпаспорте.

Производственный бюджет картины составил 1 миллион евро, безусловно, это самый большой фильм, из всех, что снимал Быков. В это раз Юрий выступил также со-продюсером, продакшном занималась его производственная компания «Кода». По вкладам партнеров, чтобы не ошибиться и никого не обидеть, скажу, что «Фильмы Навсегда Медиа» (торговая марка Yellow Black & White Films) - ведущий продюсер, обеспечивший картине основную часть бюджета. По правам - схема традиционная: французы забирают франкофонные территории, мы - права на СНГ, а мировую кассу будем делить пропорционально. Вот сейчас на кинорынке в Торонто и поймем, какие у нас международные перспективы.

Дарья Осташева:
Расскажите о работе над проектом: где снималась картина? Как проходил актерский кастинг? Влияли ли вы на творческую сторону фильма? До какой степени режиссер Юрий Быков был свободен в творческих решениях, сотрудничая с компанией?

Руслан Татаринцев:
Про творческую часть, конечно, лучше рассказывать Юрию. Да, у него была полная творческая свобода, ограниченная только рамками бюджета (а иногда и нет). Мы сразу, «на берегу» договорились, что все творческие вопросы и final-cut за Юрой, за нами - все решения по обеспечению проекта и его маркетингу. Два года, пока писался сценарий (думаю, так долго Юрий ещё не сидел над текстом), мы давали много комментариев (к каким-то он даже прислушивался), а когда начались съемки - уже не мешали, а только привозили режиссеру кофе и пирожные, чтобы хоть как-то подсластить по-настоящему адскую (и по погодным условиям, и по графику, в основном, ночному) работу на площадке. Основная часть съемок проходила в Москве, в районе Сокольников, на действующем заводе железобетонных конструкций. То, что завод был действующим и не останавливался на время съемок, стало настоящим испытанием для группы. Рев, грохот, падающие сверху застывающие куски бетона, а ещё осень, холод, дождь, снег, ветер. Плюс, конечно, ночные смены, десятки дублей, переработки... А куда без этого, когда режиссер - перфекционист?

Думаю, что на роли жесткого олигарха Калугина и его похитителя Седого Юрий наверняка, уже когда писал сценарий, планировал взять Андрея Смолякова и Дениса Шведова. А вот третью главную роль должен был сыграть Костя Хабенский, но мы переносили съемки и не совпали с ним по графику, поэтому «опричника» Тумана, главу охраны бизнесмена, сыграл Владислав Абашин, знакомый вам по «Бумеру» и «Дому Солнца». Юра нашёл блистательного актёра, очень харизматичного, с типажом «молодого Машкова», по его определению.

Шарль-Эврар Чехов:
Причиной и условием, по которой мы изначально решили участвовать в проекте, было то, что это должен быть авторский фильм Юрия Быкова. Нашу работу я видел в том, чтобы дать возможность Юрию снять свой фильм и помочь ему сделать так, чтобы история был понятна и близка зрителям во многих странах мира.

Конечно, я был очень глубоко погружен в материал, проникся им. Мы много общались с Юрием, обсуждали и сценарий, и монтаж, я давал ему свои комментарии. Какие-то из них он принимал, какие-то – нет, в конечном итоге за ним, как за автором, было финальное слово по всем вопросам.

Дарья Осташева:
Шарль, вы выступили в качестве сопродюсера на другом российском фильме - «Лето» Кирилла Серебренникова. Почему вы считаете важным поддерживать российские проекты? Чем они могут заинтересовать зрителя из других стран?

Шарль-Эврар Чехов:
У меня русские корни, мне интересна индустрия, культура и история России. Но я не принимал участие в этих проектах только потому что они были русскими. Я продюсировал фильмы из-за того, что они - очень сильные, из-за таланта режиссеров, которые их снимали. На картине «Лето» я выступил в качестве сопродюсера Ильи Стюарта, и это был замечательный опыт.

Сейчас Россия привлекает к себе внимание других стран с политической точки зрения, но у иностранных зрителей интерес к российским проектам возникает не только по этой причине, а в первую очередь из-за таланта режиссеров, которые известны в разных странах мира и имеют там своих поклонников. Независимому кино, откуда бы родом оно ни было, очень сложно конкурировать с Голливудом, и только высокий художественный уровень и уникальный авторский стиль может помочь фильму пробиться на экраны кинотеатров за пределами своей страны.

Дарья Осташева:
Около года назад на Первом канале вышел сериал Юрия Быкова «Спящие», после чего режиссер был подвергнут массовой травле со стороны творческой интеллигенции и заявил об уходе из кино, при этом обещав доснять фильм «Завод». Повлияла ли эта непростая ситуация на работу над картиной? Какие трудности возникали?

Руслан Татаринцев:
Что-что, а травить у нас умеют. Многие только для этого и используют интернет. Массовой травлей я бы это не называл, была одна статья в газете и ряд комментариев к ней в сети. Но Юра - человек очень ранимый, такой «без кожи», знаете. И он действительно очень тяжело воспринял этот выпад. Все случилось прямо в разгар съемок «Завода». Я увидел пост Юры об его намерении уйти из кино, подумал, что «это конец» и рванул на площадку. Приезжаю на завод, а там... Быков орет на каскадеров и показывает им, как надо падать в лужу на асфальте, потом пьет из термоса чай с лимоном, что-то вкрадчиво и долго объясняет Смолякову... В общем, живет работой, живет фильмом, живет. Страшно подумать, что стало бы с ним, если бы он не снимал в тот момент свое кино. Конечно, вся эта ситуация дала дополнительный нерв картине. И, думаю, она закалила Юру, дала ему дополнительный «армор», запас прочности. Потому что высказалось несколько персонажей, а на защиту Быкова встала, без преувеличения, вся страна. Быкова поддержали известные блоггеры, Дудь, Собчак, Владимир Соловьев в эфире «России» и многие другие, все соцсети кричали: «Не уходи, а то в нашем кино никого не останется!». Юрию звонили все режиссеры, актеры, руководители каналов. При мне позвонил из Лондона и сорок минут уговаривал не обращать внимание на «доброжелателей» Леонид Слуцкий, недавно под таким же моральным давлением покинувший пост тренера ЦСКА и сборной России... Думаю, что уже через неделю Юра понял, что никто его не отпустит никуда из кино. Но здоровье весь этот троллинг попортил ему основательно, к сожалению. Вот в эти выходные вместо красной дорожки на премьере в Торонто, Быков попал в больницу с подозрением на язву желудка.

Дарья Осташева:
Поздравляем вас с отличным стартом: на кинофестивале в Торонто состоялась мировая премьера картины. Расскажите пожалуйста о фестивальной стратегии - где еще вы планируете представить фильм?

Шарль-Эврар Чехов:
Мы очень рады, что «Завод» участвует на кинофестивале в Торонто, мировая премьера картины на этом киносмотре поспособствует интересу к фильму представителей кинотеатров, прессы и зрителей. Далее мы планируем европейскую премьеру на одном из важных европейских фестивалей, после чего состоятся показы в Азии и США. Мы имеем все основания надеяться, что фестивальная судьба «Завода» сложится очень успешно.

Руслан Татаринцев:
Спасибо. Пока знаю только, что на оба первых показа (пресс-показ и зрительский) многие не смогли попасть из-за аншлага. Конечно, с волнением ждем первых отзывов и рецензий. Тем более, что будет еще три показа в Торонто на этой неделе.

Прокат в России мы планируем зимой, в том числе именно поэтому рассчитываем поучаствовать еще в нескольких больших фестивалях.

Дарья Осташева:
Руслан, ведете ли вы на данном этапе переговоры с российскими дистрибьюторами? Есть ли уже договоренности по проекту?

Руслан Татаринцев:
Мы ведем переговоры с мэйджорами, но только сейчас, когда Юрий сдал картину для показа в Торонто, у нас появилась возможность показать ее главным телеканалам и дистрибьюторам. Расписание на осень у них уже очень плотное, поэтому рассматриваем зиму и обсуждаем формат релиза.

Дарья Осташева:
Планируется ли прокат картины во Франции? Если да, расскажите о стратегии продвижения фильма.

Шарль-Эврар Чехов:
Мы планируем выпустить картину во французском прокате в первом квартале 2019 года примерно в 50-80 кинотеатрах. Для проката во Франции авторского кино на русском языке это хороший охват. Стратегию продвижения мы строим на базе участия фильма на Международном кинофестивале в Торонто, а также на интересе к творчеству Юрия Быкова, вызванном его прошлыми работами, которые уже были показаны во Франции.

Дарья Осташева:
Какова стратегия продвижения фильма в мире? Какой видите аудиторию картины в разных странах мира?

Шарль-Эврар Чехов:
Стратегию в мировом прокате мы строим по тому же принципу. За нее отвечает компания Wild Bunch - один из лучших международных дистрибьюторов. На данный момент по фильму подписаны договоры с 20 компаниями из разных стран, таких как Германия, Китай, Италия, Чехия, Турция, Япония, Корея, Тайвань, Гонг-Конг, Швеция, Греция и т.д. В каждой стране мы сотрудничаем с проверенными дистрибьюторами, которые грамотно работают с аудиторией.

Я думаю, что картина понравится любителям кино, синефилам, поклонникам творчества Юрия Быкова, части аудитории, интересующейся культурой других стран. Мы не ждем, что «Завод» взорвет бокс-офис мирового проката, но мы уверены, что он обязательно найдет своего зрителя.

Дарья Осташева:
Мы знаем, что один из крупнейших онлайн-ресурсов Netflix приобрел права на другой фильм Юрия Быкова «Майор» (2013). Как вы думаете, могут ли такие агрегаторы как Netflix, Hulu, Amazon заинтересоваться картиной «Завод»? Каковы ваши ожидания от продаж фильма на цифровые платформы?

Шарль-Эврар Чехов:
Не совсем так - по мотивам фильма «Майор» был создан многосерийный проект Seven Seconds для Netflix. Я не знаю, можно ли сделать «Завод» в формате сериала. Но в любом случае, здесь трудно что-то прогнозировать - мы планируем показать картину представителям онлайн-ресурсов и посмотреть на их реакцию.

Дарья Осташева:
Можно предположить, что фильм, снятый в жанре остросоциальной драмы, рассчитан на узкий сегмент аудитории, ведь не секрет, что массовый зритель охотнее идет в кино на комедии и мелодрамы. В связи с этим, какова стратегия продвижения картины к зрителю? Не думали о том, чтобы сразу представить фильм в онлайн-кинотеатрах?

Руслан Татаринцев:
Представляете, у нас даже есть собственная платформа, на которой это можно было бы сделать с большой помпой. Кстати, видеосервис START.RU - один из доноров проекта с нашей стороны. Но тем не менее, даже при большом соблазне «порвать» интернет, «Завод» - это большое кино, кино с большой буквы и сначала зритель должен встретиться с ним на большом экране.

Конечно, у нас есть свое видение стратегии выпуска, но сначала мы планируем определиться с прокатчиком и обсудить тактику с ним.

Скажу только, что как минимум две вещи вселяют в нас уверенность в прокате. Во-первых, Быков - это уже большой бренд, со 100% узнаваемостью от Калининграда до Владивостока, с широкой фанатской базой, с молодой, очень активной и преданной аудиторией. После сериала «Метод», показанного по Первому и особенно после «Дурака», который все посмотрели в интернете и по «ящику», люди зачислили Быкова в тройку лучших режиссеров страны. В народном голосовании на Кинопоиске тысячи зрителей назвали «Дурака» лучшим фильмом 2000-х, он несколько лет делил первое место со «Сталинградом», и сейчас, через 4 года, все ещё держится на 4 позиции рядом с «Братом». По-моему, это важнее, чем его участие в Каннском фестивале и сериал-ремейк «Майора» на Netflix.

Во-вторых, вы еще не видели «Завод». В нем очень много от жанрового кино. Это и триллер, и экшн, Юра называет его «вестерном», а один из продюсеров определил как «разговорный умный боевик, которых не было со времен СССР». Не говоря уже о том, что, в отличие от предыдущих проектов, в этот раз на визуальных решениях и «богатой» картинке никто не экономил.

Но при всем этом, «Завод» - 100% «Быков-стайл» с разговорами по душам, суровыми мужиками и героем, который всегда и несмотря ни на что идет до конца. Напряженное, тягучее, очень тонкое и очень точное, про нас, про каждого, настоящее авторское кино. Авторское, потому что ни на чье не похожее. Быков - он такой один.

В преддверии премьеры «Завода» на Международном кинофестивале в Торонто режиссер фильма Юрий Быков рассказал о творческой части работы над картиной.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал




ff89fbd0

Самое читаемое сегодня

Главные новости дня