Берлинале 2019: приключения Петрунии в царстве мужчин

Берлинале 2019: приключения Петрунии в царстве мужчин


10 февраля в Berlinale Palast прошла мировая премьера фильма «Бог существует, ее зовут Петруния» Теоны Стругар Митевски. В 2017 картина македонской кинематографистки «When the Day Had No Name» принимала участие в программе Панорама, а в этом году ее работа поборется за главный приз фестиваля.

Маленькая страна в центре Европы в течение 25 лет поднимает свой независимый кинематограф. Едва ли не единственным македонским режиссером известным за пределами своей страны долгое время был Милчо Манчевский. Но с середины 2010-х годов начался подъем, был принят новый закон о кинематографии, объемы господдержки увеличились. В 2016 году Македония выпустила в копродукции 4 фильма, а в 2017 было запущено в производство в пять раз больше картин тоже в основном совместного производства с другими европейскими странами. Из их числа и новый фильм Теоны Стругар Митевски «Бог существует, ее зовут Петруния», созданный усилиями македонских, бельгийских, словенских, хорватских и французских кинематографистов. Режиссер тоже не новичок в профессии и хорошо известна в Европе. Вместе с многочисленными членами семьи она снимает фильмы, регулярно получающие многочисленные фестивальные награды. В основном конкурсе Берлинале участвует впервые.

Новая картина описывает такое количество социальных и общественных, моральных и психологических проблем, что могла бы стать декларацией современности, будь она сделана чуть менее тонко.

По сюжету, у тридцатидвухлетней Петрунии есть университетский диплом, но нет никакого опыта работы. Она все еще живет с родителями и даже не мечтает об успешной карьере: властная мать постоянно унижает девушку. После очередного неудачного собеседования Петруния чувствует себя хуже некуда. По дороге домой она наблюдает за ежегодным церковным ритуалом на реке - смельчаки в надежде на лучшую жизнь пытаются выловить деревянный крест, брошенный в воду священником (по поверью, у того, кто поймает крест, год сложится удачно). Импульсивно героиня прыгает в реку и достает крест... Разъяренная толпа негодует: женщина не может участвовать в совершении ритуала. Петрунию приводят в полицейский участок, вынуждая вернуть крест, однако все угрозы и нападки лишь вызывают в девушке большую уверенность.

Резкий монтаж, «нервные», напряженные движения камеры, переходы от ярких к мрачным сценам нагнетают состояние тревоги: режиссер Теона Митевска, оператор Вирджиния Сен-Мартен и монтажер Мари-Элен Дозо пристально следят за тем, чтобы зрителя не настигло ложное ощущение спокойствия и безопасности. В фильме-сатире на патриархальное и клерикальное общество современной Македонии, они не забывают о грубой поэтичности киноязыка, позволяющей эмоционально прочувствовать и погрузиться в картину.

В фильме Митевска прямо говорит на волнующие ее темы - патриархата, который наказывает женщин за несоблюдение «правил игры» и религии, оправдывающей женоненавистничество. При этом, в разговоре со зрителем режиссеру удается найти правильный тон: «серьезность» картины уравновешивается сатирическим юмором.

«Создавая фильм, мы не ставили перед собой глобальную задачу - изменить общество, но нам было важно начать разговор с ним. Зачем же тогда заниматься искусством, если, по крайней мере, не пробовать? Мы живем в замечательное время, и открытый разговор о проблемах, которые всех волнуют, только сплачивает людей. Давайте просто будем говорить и будем смелыми в своих поступках», - призвала Теона Митевска на пресс-конференции Берлинале.

Нужно отметить, что тема фильма близка ее автору: Митевска выступает активисткой в борьбе за квоты для женщин в кинопроизводстве. В своем вдохновляющем феминистском кинопослании она показывает на экране стремительное, едва ли не импульсивное развитие характера главной героини. Девушка-аутсайдер по имени Петруния в начале фильма предстает перед зрителями простушкой, не проявляющей ни малейшего интереса к борьбе за личные права и права женщин, в целом: привыкшая винить во всем саму себя, она ведет борьбу лишь с собственными комплексами. Однако столкнувшись с тотальным непониманием общества, восставшим против нее и открыто заявившим, что она ничего не стоит, героиня неожиданно отказывается сдаваться и вступается за свои права.

«Мне было несложно погрузиться в эту роль. Думаю, каждая современная женщина может найти себя в Петрунии, потому что ее внутренний голос созвучен с нашими. Мы все одинаковы в мире, где правят мужчины, а женщины лишь пытаются соответствовать ожиданиям общества. Я никогда не понимала этих подсознательных убеждений, идущих впереди собственных чувств: почему так должно быть, если это противоречит ощущениям?», - отметила исполнительница роли Петрунии Зорика Нушева.

«Для нас очень важно, что у главной героини есть высшее образование и по специальности она историк. Петруния - человек, понимающий всю важность факта. Специальность героини - своего рода метафора. Таким образом, мы хотели сказать, что история должна быть нашим учителем в настоящем и будущем», - добавила соавтор сценария Элма Татарагич.


Подписывайтесь на наш Телеграм-канал

 



Автор: Нина Ромодановская




Самое читаемое сегодня

Главные новости дня