Российская авиация на пороге кризиса

Российская авиация на пороге кризиса

Значительные силы будут брошены на улучшение эффективности текущих каналов продаж и использование новых альтернативных методов реализации услуг (NDC). С точки зрения предлагаемого пассажирам продукта фокус будет смещен в сторону сегмента бюджетных перевозок, говорится в сообщении авиаперевозчика. Представитель «Ютэйр» пояснил газете «Ведомости», что компания откажется от развития премиум-сегмента и поэтому формирует флот самолетов в моноклассной компоновке (без бизнес-класса). Конфигурацию 28 из 33 самолетов Boeing 737-500 перевозчик уже поменял, новые самолеты - А320 и Boeing 737-800 - также в компоновке только экономкласса.

Жесткие меры экономии в «Ютэйр» объясняют грядущим кризисом в отрасли. Выступая на заседании правления, гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов сообщил, что тенденция к снижению ключевых экономических показателей позволяет прогнозировать негативный сценарий динамики пассажирского спроса в среднесрочной перспективе. «Уже сегодня эксперты отмечают существенное ухудшение качественных характеристик бизнеса пассажирских авиаперевозок среди российских авиакомпаний. На фоне инерционного роста абсолютных показателей в первом полугодии 2014 года серьезно снизился средний тариф и один из главных критериев результативности отрасли – доход на выполненный кресло-километр (RASK). Во втором квартале такое снижение в процентах к аналогичному периоду прошлого года достигло двузначных значений» - пояснил он.   

По словам Андрея Мартиросова, программа «Импульс» – результат анализа лучших мировых практик авиационной индустрии, таких как программа SCORE, успешно реализуемая концерном Lufthansa и нацеленная на увеличение прибыли на 1,5 млрд евро к 2015 году, программа TRANSFORM авиакомпаний KLM/AIR FRANCE, аналогичные программы авиакомпании DELTA и других авиаперевозчиков США. «Импульс» затронет все основные подразделения «Ютэйр». Реформы начнутся сверху. В качестве немедленных мер будут реализованы следующие инициативы: минимум на 30% сокращено количество заместителей гендиректора и другого управленческого персонала, произведен полный отказ от использования персональных служебных автомобилей, говорится в сообщении авиаперевозчика.

В аналитических материалах компании говорится, что в марте этого года средний тариф у российских авиакомпаний был ниже показателей годичной давности на 10% (абсолютные значения не приводятся). Например, билеты из Москвы в Санкт-Петербург в 2014 году стали дешевле на 17%, в Омск — на 36%, в Пхукет — на 40%.

Конкуренты «Ютэйр» согласны: отрасль на пороге кризиса. Человек, близкий к совету директоров «Аэрофлота», подтвердил «Ведомостям», что глубина бронирования авиабилетов сократилась с четырех месяцев до трех: «Кризис 2008 года начинался так же», - добавил он. «Настроение у потребителей не очень хорошее», - замечает Андрей Мартиросов. Впрочем, представитель «Трансаэро» сказал, что определенное сокращение глубины продаж авиакомпания отмечает в последние пять лет, и в этом году тенденция сохраняется. 

Падающий спрос на услуги авиаперевозчиков эксперты объясняют нестабильной ситуацией в экономике, событиями вокруг Украины и введением невозвратных тарифов. В результате россияне все чаще отказываются от раннего бронирования. А из-за падения рубля зарубежные поездки многим уже не по карману. Аналитик ИК «Уралсиб Кэпитал» Денис Ворчик говорит, что в условиях замедления экономики и девальвации рубля спрос на авиаперелеты значительно снизился. «Так как мы работаем в рублевой потребительской зоне, авиакомпании только на этом сильно потеряли», - подтверждает Андрей Мартиросов.

Начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев напоминает, что проблемы у перевозчиков назрели еще около года назад. И тогда нужно было системно на уровне отрасли проанализировать – не много ли у нас самолетов. «В последние годы все крупные российские авиакомпании активно наращивали флот, ставя на рост пассажиропотока. Это продолжалось даже в первом квартале текущего года, хотя уже было понятно, что за сохранение рыночной доли и высокие темпы роста, перевозчики расплачиваются своей рентабельностью, - пояснил он «Эксперт Online».  – Подсчитано, что 1% прироста ВВП дает порядка 1,8-2% роста авиаперевозок. Так что при нынешней ситуации в экономике, очевидно, что опережающий рост перевозок стимулировали сами компании, привлекая пассажиров дешевыми тарифами».

По словам Олега Пантелеева, из-за ухудшения макроэкономической ситуации назревшие риски банкротства некоторых авиаперевозчиков могут воплотиться в жизнь. Избежать этого компании могут, только сокращая провозные емкости, создавая таким образом искусственный дефицит, что позволит удерживать цены на высоком уровне.  Денис Ворчик, напротив, считает, что стимулировать спрос авиакомпании могут, снижая цены. При сохранении кризисных явлений авиакомпаниям действительно придется не только сокращать издержки, но и, возможно, корректировать планы по пополнению флота, подтверждает Андрей Мартиросов. Олег Пантелеев напоминает, что у авиакомпаний большая нагрузка по лизинговым платежам, номинированным в иностранной валюте, а доступ к дешевому зарубежному финансированию у российских банков с каждым днем ухудшается. Денис Ворчик также полагает, что в условиях удорожания финансирования для российских банков и лизинговых компаний наращивать флот авиаперевозчикам станет проблематично. «К тому же, после введения Евросоюзом санкций против «дочки» «Аэрофлота» - компании «Добролет» - нельзя исключать, что в случае эскалации конфликта на юго-востоке Украины, подобные меры могут быть введены и против других авиаперевозчиков, летающих в Крым», - предостерегает он.  

Вместе с тем начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» указывает, что авиационная отрасль России имеет положительный опыт в сокращении издержек. «15 лет назад программу экономии вводил «Аэрофлот», пять лет назад – «Сибирь», минувшей зимой на сбалансированный рост нацелилась «Трансаэро», и вот теперь «Ютэйр». Похоже, что период бурного роста завершится для большинства российских авиакомпаний», - резюмирует он.


ff89fbd0

Самое читаемое сегодня

Главные новости дня