Сообщающиеся сосуды Москвы

Сообщающиеся сосуды Москвы

Гибкость ума лиц либерального воззрения высока. Они, с одной стороны, воспевают жадность капиталистов, которая магическим действием рынка обращается на пользу всему человечеству (это фундамент либерального воззрения, возводимый к Адаму Смиту). А когда равногнусная частнокапиталистической жадность городских служащих, со стороны другой, тем же рыночным способом (ценой) способствует уменьшению числа выезжающих на улицы центра автомобилей, посредством удорожания стоянки, она вдруг оказывается предосудительной. Хотя более высокая средняя скорость движения – это и сбережённое время, и уменьшение расхода горючего, и сокращение загрязнения  городского воздуха, и возможность для скорой успеть вовремя к погибающему…. 

Видимо, заслуживает повторения: цель платности стоянки – удорожание пользования автомобилем до такой степени, чтобы число водителей, пользующися городскими дорогами, привести в соответствие с существующей пропускной способностью. Иными словами, чтобы спрос на дороги уравнялся с их предложением, посредством установления равновесной цены. Если ещё проще - отсечь от пользования автомобилем наименее состоятельных. Более рыночную идею и придумать сложно: это апофеоз экономического либерализма. 

С другой стороны, посмотреть на либеральный рай, США: там вообще стоянка у обочины ограничена двумя часами. Американский законодатель полагает, что занимать общедоступное стояночное место в городе целый день – свинство по отношению к согражданам, которым также бывает необходимо поставить где-то машину. Желающие же на своём авто ездить в центр на работу – извольте оставлять машину  на особых стоянках, часто подземных, с куда как более дорогой оплатой, чем в паркомате. Наши порядки пока ещё много мягче – чем же недоволен журналист с радиостанции, для большинства сотрудников которой нет бога кроме Госдепа, и Обама – пророк его? (Не раз приводил в пример, что для высокооплачиваемой сотрудницы фонда Сороса, слишком дорого платить за место в подвальном гараже на 47-й улице Нью-Йорка, и она предпочитает доезжать до конторы от  перехватывающей парковки, куда на машине приезжает из дома в Нью-Джерси, на автобусе).

 

Бесспорно: улиц и дорог в Москве недопустимо мало, относительно площади города. Однако дело не в автомобилях и не в дорожной сети, как таковых. Москва слишком велика, плотность населения в ней чрезвычайно высока, число приезжающих из области на работу превышает разумные пределы. И никаким дорожным строительством этого не изменить: любое облегчение движения в том или ином месте за полгода-год будет «съедено» водителями, изменившими свой обычный путь на более быстрый новый. Средняя скорость движения во всех прилегающих друг к другу частях города выравнивается, как выравниваются цены на однородные товары в соседних магазинах. 

Перенаселение – вот имя московской болезни, одним из симптомов которой служат дорожные заторы. И лечить надо именно болезнь.  А этого не только не происходит, но происходит прямо обратное: город  целенаправленно делают всё больше и больше. Да, имею в виду и Новую Москву тоже.  Хотя, на самом деле, административное подчинение подмосковных поселений для дорожного движения безразлично. Строительство в Красногорске или Балашихе добавляет к племени автокочующих  из отдалённого дома на работу и обратно ровно столько же, как строительство в Мамырях и Троицке.

Беда в том, что строительство в Москве и около неё чрезвычайно выгодно. Откуда берётся эта выгода?  Она имеет источником дифференциальную ренту первого типа: ту, что образуется на лучших земельных участках по сравнению с худшими. В земледелии качество участков связано с плодородием, в экономике строительства – с существующими вокруг вновь возводимого здания удобствами: наличием метро, парка, учреждений торговли, спортивных сооружений и заведений, ресторанов, мест приложения труда, и так далее. Иными словами, высокая цена недвижимости в Москве связана не со строительством как таковым, но с самим городом. 

Иной экономист сказал бы, что дифференциальная рента первого типа имеет источником природное плодородие, а город как таковой – итог приложения огромных капиталов на протяжении длительного времени. То есть следует толковать о дифренте второго типа (проистекающей от улучшений в плодородии вследствие вложений капитала). Если смотреть на дело макроэкономически, так и есть. Однако микроэкономист видит, что строитель присваивает ренту, являющуюся следствием капиталовложений других людей, которые – капиталовложения - для него выступают как природный внешний дар. Между тем, если в случае с истинно природным даром, никто не может притязать на ренту, кроме владельца участка, город не безличен:  у него имеются выражающие общегородские интересы власти. 

Возникает вопрос: почему рента, образующаяся за счёт существования города, присваивается не самим городом, но строителями? Да, что до половины квартир в строящихся домах получал ещё в 1990-е годы город, известно. И сейчас часть ренты изымается у строителей в городскую казну. Однако строительство в Москве по-прежнему многократно выгоднее строительства в Наро-Фоминске, и тем более -  Шаховской.  Это указывает на то, что изымается далеко не вся рента.  

А на каком, собственно, основании городские власти позволяют строителям получать незаработанное, и лишать город немалых доходов? Более того, будь строительство в Волоколамске и в Москве равновыгодным, как то и следует в рыночной экономике, давление инвесторов на московское правительство относительного «точечной застройки», расширения Москвы и прочих безобразий просто исчезло бы. И Москва стала бы жить не  бесконечным болезнненым расширением, как теперь, но заботой об улучшении существующего. Другое дело, что отдельным чиновникам, имеющим отношение к выдаче разрешений на строительство, стало бы совсем скучно. Но, может, оно и к лучшему, для горожан?  

Причём здесь сообщающиеся сосуды, спросит читатель? Очень просто: некоторые частные карманы,  наполняющиеся принадлежащей городу рентой, и опустошаемые платой за стоянку карманы московских водителей - эти самые сосуды и есть.


ff89fbd0

Самое читаемое сегодня

Главные новости дня