С нефтяниками договорились о налогах

С нефтяниками договорились о налогах

Согласно расчетам Минфина, последний вариант маневра предполагает повышение ставки НДПИ на нефть с 2015 года до 765 рублей за тонну (прежний вариант предполагал повышение до 775 рублей за тонну, а действующий закон - 530 рублей за тонну), с 2016 года - 856 рублей за тонну (против 873 и 559 рублей за тонну соответственно), с 2017 года - 918 рублей за тонну (против 950 и 559 рублей за тонну соответственно), передает ИТАР-ТАСС. Остальные параметры маневра совпадают с теми, что были предложены в предыдущем варианте документа. Экспортная пошлина на нефть будет сокращаться быстрее, чем по действующей нормативной базе, - в 2015 году до 42% (против 57%), в 2016-м - до 36% (против 55%) и в 2017 году - до 30% (против 55%). Пошлина на дизельное топливо составит в 2015 году 48%, в 2016 году - 40%, в 2017 году - 30%, на бензин – 78%, 61%, 30% соответственно. Пошлина на мазут достигнет 100% в 2017 году (ранее планировалось в 2018-м). В 2015 году она вырастет до 76% НДПИ, в 2016-м - до 82%.

Новые параметры налогового маневра более благоприятны для нефтепереработки и отрасли в целом и относительно нейтральны для бюджета, комментирует аналитик Газпромбанка Иван Хромушин. «Вместе с тем они по-прежнему предполагают серьезное снижение маржи нефтепереработки, что может вновь вызвать критику со стороны компаний, продолжающих осуществлять крупные вложения в модернизацию переработки, таких как «Башнефть», «Газпром нефть». В числе возможных бенефициаров маневра остаются «Сургутнефтегаз» и «Татнефть». Для крупнейших компаний отрасли – «Роснефти» и ЛУКОЙЛа – эффект относительно сбалансирован», - полагает он.

Негативный эффект для интегрированных нефтяных компаний с большой долей нефтепереработки отчасти будет нейтрализован ростом маржи после завершения проходящей сейчас модернизации НПЗ, замечает старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. «Еще один риск, связанный с маневром – судьба текущих налоговых льгот для проектов гринфилд (новые месторождения), особенно с нулевой или сокращенной ставкой НДПИ, - предостерегает он. - Отдельно отметим, что, по нашей оценке, НОВАТЭК больше других компаний выиграет от налогового маневра, так как компания поставляет нафту с завода по фракционированию конденсата в Усть-Луге на экспортные рынки, отдавая примерно $1,3 млрд в качестве экспортной пошлины ежегодно. Таким образом, в результате сокращения экспортной пошлины на нафту до 55% с 90% в сочетании с сокращением экспортной пошлины на нефть до 30% с нынешних 59%

EBITDA НОВАТЭКа увеличится на $1,4 млн (+30%). Так, в 2015 году прирост к EBITDA НОВАТЭКа в результате реформы составит $680 млн (+14%)».

«Роснефть» пока не представила предложений по этому документу. Предыдущий вариант реформы налогообложения отрасли вызвал резкую критику со сторону главы компании Игоря Сечина, который утверждал, что эти меры создают дестимулирующий эффект для нефтедобычи и противоречат задачам по развитию Сибири и Дальнего Востока. Предложенные изменения существенно ухудшат экономику разработки ряда новых крупных проектов, предупреждал он. Однако вчера стало известно, что президент Владимир Путин одобрил проведение налогового маневра в нефтяной отрасли по сценарию Минфина и Минэнерго, а также согласовал это решение с президентом «Роснефти». Об этом рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника. По данным издания, окончательное совещание у президента по этому вопросу пройдет на этой неделе.

Профессор кафедры государственного регулирования экономики МИГСУ РАНХиГС Ольга Маликова указывает, что повышение ставки НДПИ и резкое снижение экспортной пошлины на нефть способно оказать двойственное влияние на развитие отрасли. С одной стороны, снижение экспортных пошлин улучшает конкурентные позиции российских компаний в сфере экспорта энергоносителей, что немаловажно в условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. С другой стороны, резкий рост НДПИ способен увеличить издержки производства компаний в сфере добычи углеводородов, спровоцировать рост цен и, в случае отсутствия компенсационных мер, усложнить реализацию инвестпланов.

«Между тем, успех развития российского нефтегазового комплекса в ближайшие годы в значительной степени будет зависеть от способности отечественных компаний внедрять и успешно использовать современные технологии в сфере нефтегазодобычи. Многие крупные российские месторождения характеризуются высокой степенью выработанности запасов, и применение технологий повышения нефтеотдачи может заметно продлить возможности их эксплуатации. Одновременно новые крупные российские месторождения расположены, как правило, в сложных геологических и природных условиях и их освоение также невозможно без использования новых, подчас весьма дорогостоящих и сложных технологий. Без современных технологий вряд ли будет возможным и использование ресурсов Баженовской свиты, - пояснила она «Эксперт Online». - В последние годы отечественные компании резко расширили объемы применения таких технологий как горизонтальное бурение, гидроразрыв пласта, 3D-сейсмика, но, как правило, подавляющая часть высокотехнологичного оборудования имеет зарубежное происхождение, а значительная часть работ выполняется силами зарубежных подрядчиков. В сложившихся условиях вопрос о создании механизмов, стимулирующих технологическую модернизацию отрасли и поддержку вложения нефтегазовых компаний в отечественные разработки, представляется исключительно важным».

Минфин оценивает потери федерального бюджета от налогового маневра в нефтяной отрасли в 2015 году в 200 млрд рублей. «Это сложная конструкция, которая в первый год дает нам минус 200 млрд рублей федерального бюджета в 2015 году», - говорил министр финансов Антон Силуанов. При этом по его словам, в рамках этой конструкции маневра необходимо не уменьшать объем региональных дорожных фондов либо предложить источник замещения выпадающих доходов. «Это могут быть привлечения доли акцизов на нефтепродукты, которые направляются в федеральный бюджет, могут быть другие акцизы», - предположил глава Минфина.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что в результате реформы увеличится нагрузка на потребительский сектор. «Резкое повышение НДПИ неминуемо приведет к повышению стоимости нефтепродуктов. А в условиях слабой конкуренции на этом рынке внутри страны все затраты компании переложат на конечного потребителя, что означает разгон инфляции, - пояснил он «Эксперт Online».

Чтобы не допустить роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, Минфин предлагает снизить акцизы на нефтепродукты в 2017 году практически в два раза от уровня 2014-го. По расчетам министерства, это позволит ограничить рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке в размере не более чем на 1,5 рубля в год. Кроме того, одновременно планируется ввести налоговые вычеты для авиакеросина и бензина для нефтехимии (сейчас акцизом не облагаются), принять дополнительные решения для сохранения действующего механизма формирования дорожных фондов, сохранить в действующем объеме существующие налоговые льготы при добыче нефти, чтобы инвестиционная привлекательность новых проектов нефтедобычи не снижалась. Так, согласно последнему варианту налогового маневра, ставки акцизов на бензин в 2015 году для топлива четвертого класса могут быть снижены до 7,3 тыс. рублей за тонну, пятого класса - 4,2 тыс. рублей за тонну. Согласно действующей нормативной базе, в будущем году они должны составить соответственно 10,858 тыс. и 7,75 тыс. рублей за тонну. В 2016 и 2017 годах ставки выравниваются и должны составить 6,2 тыс. и 4,5 тыс. руб. за тонну соответственно.

Ольга Маликова подчеркивает важность недопущения роста цен на энергоносители на внутреннем рынке. «Сегодня активно обсуждается вопрос о «промышленном ренессансе», наблюдаемом в США и заключающемся в расширении производства в ранее стагнировавших отраслях. Одна из основных причин роста в американской химической промышленности, машиностроении, черной металлургии, по оценкам американских экспертов, заключается в резком расширении предложения энергоресурсов и снижении на рынке США цен на газ. Более того, за счет мультипликативных эффектов определенные преимущества получили производители и потребители в других отраслях американской экономики.

Так, например, сельхозпроизводители выиграли благодаря удешевлению минеральных удобрений. Таким образом, новые технологии и комфортная среда для деятельности инновационных компаний, работающих в нефтегазовом комплексе, позволили стране вернуть лидирующие позиции в нефтегазодобыче, оживить промышленное производство, получить преимущества в виде создания дополнительных рабочих мест, улучшить ситуацию с платежным балансом и создать экономический фундамент для упрочения своего геополитического положения», - указывает она. «Пересмотр и корректировка налоговых платежей нефтегазовых компаний могут рассматриваться в качестве важных мер, направленных на обеспечение финансовой стабилизации и улучшения конкурентных позиций российских компаний на внешнем рынке, но одновременно важно создать условия для развития и технологической модернизации отечественного нефтегазового комплекса, тем более что данный вопрос сегодня обострился и в силу возникновения дополнительных обстоятельств – введения Евросоюзом и США ограничений на поставки в Россию технологий для глубинной добычи нефти, освоения арктического шельфа и разработки сланцевых нефтяных запасов», - резюмирует эксперт.


ff89fbd0

Самое читаемое сегодня

Главные новости дня