Елена Санаева: Ролан Быков был моим главным подарком

Елена Санаева: Ролан Быков был моим главным подарком

- Елена Всеволодовна, при первой встрече с Роланом Антоновичем Михаил Ромм сказал: Он - или сумасшедший, или гений. А каким было ваше первое впечатление?

- В 1973 году, когда мы познакомились на съёмках фильма Докер, я была уже в том возрасте, когда по первому впечатлению о человеке судить нельзя. Поначалу оно было не самое благостное, но в итоге мы прожили вместе 25 лет - без скандалов, измен и недоверия по отношению друг к другу. А насчет сумасшествия... Вы знаете, все гении и все таланты немножко сумасшедшие. В то время Михаил Ильич Ромм возглавлял объединение на Мосфильме, они встретились по предложению друзей, которые очень хотели, чтобы Быков пришел на студию. В итоге вместо отведённых 40 минут они проговорили три с лишним часа и Ролан Антонович чуть не опоздал на Стрелу, которая должна была отвезти его в Ленинград - в кабинет главного режиссёра Театра имени Ленинского Комсомола. Стоило ему добраться до места, как тут же раздался телефонный звонок - выяснилось, что Ромм берёт его в свое объединение.

- Вы были одной из самых красивых пар в советском кино, но вместе снимались не очень много...

- Всего у нас было около совместных 11 работ: Амнистия, Приключения Буратино, Русский паровоз, Интеллект взаймы, Искренне ваш... Кстати, вопреки распространенному мнению, на моем счету более 40 картин и примерно в десяти из них я исполняю главные роли. Другое дело, что у меня не было такой блестящей актёрской судьбы, как у несравненной Татьяны Самойловой, которая своей работой в фильме Летят журавли покорила не только нашу страну, но и весь мир. Недавно я была на выставке, посвящённой 80-летию Олега Борисова. На ней представлены довольно редкие фотографии, органично соседствующие с дневниковыми записями. Одна из них гласит: При серьёзной работе над ролью приходится сдирать с себя кожу и влезать в чужую. Борисов и Быков были на такое были способны. Ведь Ролан Антонович гримировал не только лицо, у него всякий раз менялись глаза. Работая с ним в паре, я не переставала удивляться этому редчайшему дару.

- Одну из своих самых пронзительных ролей Быков сыграл в картине Андрея Тарковского Андрей Рублёв. Расскажите, как проходили съёмки сцен с его участием.

- Когда-то Никита Михалков сказал, что надо пробовать на роли не актёров, а режиссёров, потому что в этой профессии очень много случайных людей, а серьёзных режиссёров можно по пальцам пересчитать. В 2010 году я издала детскую повесть, дневники и стихи Ролана Антоновича, надеюсь, что скоро выйдет книга с его статьями, выступлениями и интервью. В нее войдут и 40-страничная статья о моде, которая так и не была напечатана, и материалы, посвящённые съёмкам Андрея Рублёва. Года за три до смерти Быков говорил: Если бы я снял такую картину, мог бы умереть спокойно. А то, что на этой картине ему удалось переубедить довольно упрямого художника, это факт. Собственно, никакого расхождения в трактовке обра 4000 за скомороха не было, но Быков отстаивал каждую деталь. Сначала он отказался от услуг балетмейстера - даже подумать не мог о том, что кто-то может научить его этому танцу. И песенку придумал сам. Идеологическое столкновение было, когда Тарковский хотел, чтобы скоморох, считающий, что на него донес Рублёв, накинулся на него с топором, но Ролан Антонович возразил: Это же это не по-русски - двадцать лет носить месть в душе. Сошлись на том, что он все таки взял топор, но, не увидев зла, тут же отложил его.

- B 1990 году Ролан Антонович снял десятиминутную картину Я сюда больше никогда не вернусь (Люба) - шокирующую историю о том, как безразличие, ограниченность и тупость взрослых калечат жизнь детей. Будет ли эта картина выпущена официально?

- К сожалению, права находятся у бельгийских продюсеров. Это был проект ЮНИСЕФ, в рамках которого известные режиссеры снимали новеллы о положении ребёнка в той или иной стране. Когда в Москве проходил Международный фестиваль кино для детей, оргкомитет просил бельгийцев показать эту ленту и Быков имел право на некоммерческий показ, но они назначили слишком большую цену. И это учитывая то, что они так и не заплатили ему за режиссуру. Долгие годы о фильме почти никто не знал, пока кто-то не выложил его в интернет. Для Ролана Антоновича эта картина значила очень многое - сняв ее, он закрыл для себя тему ребёнка в кино. Вы же знаете, что творчеством для детей он начал заниматься ещё в ТЮЗе - в то благословенное время, когда подобные театры были в каждой республике. У него было по 53 спектакля в месяц - такое и представить невозможно! Тогда они полюбил юного зрителя. Быков говорил, что ребёнок - это магический кристалл, в котором сходится всё. Актёр, политик, спортсмен, дипломат - всё это в нем сконцентрировано. Сейчас уже многие забыли фильме Внимание, черепаха!, а ведь в нём каждый ребёнок - яркая индивидуальность! Позиция взрослого мира, который либо сюсюкается с детьми, либо в упор их не видит, стала мировым трендом, который Быков хотел сломать. Ему было очень важно привлечь зрителя к проблеме ребёнка как личности. Что-то подобное делал Франсуа Трюффо в 400 ударах.

17:02 11 октября 2014

 Я сюда больше никогда не вернусь (режиссёр - Ролан Быков, 1990)

- 20 лет назад Быков начал работу над документально-публицистической лентой Портрет неизвестного солдата, которую называл делом всей жизни. Какова судьба этой картины?

- Когда Элем Климов и Савва Кулиш пытались закончить фильм Ромма И всё-таки я верю, у них ничего не получилось, - уверена, что и с Быковом этот номер не пройдёт. Плёнки начинают портиться, но благодаря студии Три Т большую часть материала удалось перевести на жёсткий диск. Для себя я назвала эту работу Завещание скомороха. В фильме есть три важные даты: 50-летие Победы, полвека ООН и атомной бомбардировки Японии. Сопоставляя их, Ролан Антонович приходил к выводу, что мы находимся на пороге Третьей мировой войны. Теперь мы видим, что она действительно идёт и подходит к очень опасной черте... Очень надеюсь, что у меня хватит сил и здоровья рассказать всё, что он не успел.

- Известно, что Ролан Антонович очень любил дарить подарки. Какой из них был самым необычным?

- Да, это правда, их действительно было много, но какой-то один выбрать сложно. Главным подарком был он сам!

СТИХИ РОЛАНА БЫКОВА

За свою долгую творческую жизнь Ролан Быков сыграл 115 ролей и поставил 10 фильмов, однако еще одна сторона его таланта известна далеко не каждому. О том, что он с самого раннего детства писал стихи, многим стало известно лишь в 2010 году, когда на прилавках книжных магазинов появилась книга Стихи Ролана Быкова. Несмотря на то, что серьезным поэтом Ролан Антонович себя не считал, читая их, невозможно отрицать тот факт, что эти произведения написаны невероятно талантливым, глубоким, страстным и нежным человеком: Просто многие люди - поэты и живут в стихах независимо от того, пишут они или нет, - я один из них, - отмечал он в предисловии к сборнику. Вечерняя Москва предлагает вашему вниманию подборку стихов замечательного артиста.

Я Бога моего прошу

Простить меня за то,

Что радость я свою ношу

Отдельно, как пальто,

Её приходится снимать

На время иногда,

Чтоб не испачкать и не смять,

Когда придет беда.

Но чтоб не стать мне дураком,

Пусть даже счастье, пусть,

Ношу под радостью тайком,

Как душегрейку - грусть.

Моя надежда закалилась

И стала верою давно,

Мне в этом мире суждено

Носить себя всю жизнь на вырост.

Я длинноват ещё себе,

Широковат в плечах немного,

Но я покорствую судьбе,

Надеюсь, подрасту дорогой.

Дорога - не скажу куда. -

Слова великого поэта...

А я и не спрошу про это -

Я вовсе не хочу туда.

***

Отчего трагичны лики,

Мудрецы зачем так грустны,

Так печальны все святые?

В их глазах страданий блики,

Их сомненья безыскусны,

В них живые, без покрова

Истины глядят простые.

На печальной этой тризне

Нету большего страданья,

Чем простое пониманье

Нашей жизни...

***

Одна единственная мысль,

Капризное дитя удачи,

Та, что возносит сразу ввысь,

Та, что решает все задачи.

 

Искать её и день, и ночь,

И не найти, вконец отчаясь,

Она уходит сразу прочь,

Едва с тобою повстречаясь.

 

Она приходит лишь сама,

Когда придется, по наитью,

Все клады твоего ума

Не свяжут с нею даже нитью.

 

Явись, проклятая, приди!

Нет, не является, не хочет.

Я слышу у себя в груди,

Как надо мной она хохочет.

 

Постой, треклятая, постой,

Когда-нибудь прибьёшься к дому,

Придёшь к кому-нибудь другому,

А он пренебрежёт тобой!

***

Я - сонный дом, скребутся мыши.

Часы стучат, вокруг покой и тьма.

Я начал год, расслабив мышцы

И рук, и ног, и воли и ума.

Я к датам чувствую какое-то влеченье,

В них есть всегда мистический порог,

В них для меня есть тайное значенье,

Ничем не исчисляемый итог.

И пусть я твердо знаю, что задача

Подвластна лишь усильям и боям,

Я всё равно зову тебя, удача,

Возлюбленная милая моя!


Самое читаемое сегодня

Главные новости дня