Весь вечер на арене

Весь вечер на арене

Цирк — самый честный вид искусства. Трюк нельзя смонтировать или имитировать, артисты здесь и сейчас рискуют жизнью, чтобы развеселить зал. Поэтому в цирке есть множество суеверий, которые часто оказываются всего лишь правилами техники безопасности. Так, семечки есть нельзя, потому что зритель не придет; а вот нельзя сидеть спиной к манежу не потому, что это неуважение, а потому, что оттуда может прилететь что-то увесистое и травмоопасное.

Даром, что есть страховка, цирковой артист всегда рискует — жизнью, как акробат, или успехом номера, как жонглер. Как и в балете, в цирке есть много от спорта, и если детей цирк в первую очередь развлекает, то взрослым он показывает, как безграничны могут быть возможности человеческого тела и духа.

Это в полной мере оценили гости праздничного вечера в Цирке на Цветном бульваре. 26 августа 1919 года Владимир Ленин подписал декрет Совета народных комиссаров «Об объединении театрального дела», в соответствии с которым цирки стали государственными. Компания «Росгосцирк» устроила гала-концерт, где чествовали старых звезд, а новые показывали, на что они способны.

На вечере были представлены основные жанры циркового искусства: джигитовка, акробатика, воздушная гимнастика, эквилибристика. Под ритмичное хлопанье бича группа «джигитов» «Кубанские казаки» пугала и восхищали публику, совершая немыслимые трюки на лошадях. Их сменили эквилибристы, чей номер больше всего подействовал на людей, боящихся высоты: на огромном шесте высотой едва ли не в половину зала был установлен импровизированный трон, на который, подбросив на трамплине, изящно и точно усадили хрупкую девушку, которая после полета так же очаровательно улыбалась залу.

Опасные трюки, требующие огромной силы и мужества, сменяли поэтичные задумчивые номера, как, например, «Воздух», в котором артистки устроили под куполом воздушный танец на кольцах в сопровождении эффектного светового шоу. Другим танцем, уже пластическим, стал акробатический номер в обнимку с Эйфелевой башней. А индийский факир, будто не имеющий костей и вестибулярного аппарата, долго кружился на одном месте, словно горшок на гончарном круге, вылепляя из своих мускулов и воздуха плавные и завораживающие фигуры.

Жонглеры в темноте бросали друг другу куски огня — подсвеченные булавы (так называется один из жонглерских снарядов). Один из участников шоу, жонглер Станислав Князьков, рассказал корреспонденту «ВМ», что происходит с артистом во время работы:

— В первую очередь работают внимательность, ловкость, чувство такта и ритма. А у групповых жонглеров должно быть еще и чувство партнера, чувство плеча. Жонглирование — очень поэтичный цирковой жанр, в нем многое держится на чувстве. Ведь часто ты не видишь, что и где должен ловить — только чувствуешь это…

В нашу беседу вмешивались слонихи, которые в своей гримерке с надписью «ВХОД ВОСПРЕЩЕН — ХИЩНИКИ» тоже готовились к выступлению и время от времени требовательно и капризно трубили о чем-то своем профессионально-слоновьем.

— В «Росгосцирке» много мастеров и рекордсменов жонглирования, продолжает Станислав. — Они все сегодня пришли, и для нас это очень волнительно. Это Евгений Биляуэр и Сергей Игнатов, рекорд которого в жонглировании одиннадцатью кольцами до сих пор не побит и занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Чтобы выбросить их все наверх, амплитуда выброса между кольцами должна быть не менее пяти метров. А Евгений Биляуэр? Когда смотришь черно-белые записи с «дядей Женей», думаешь, что это не человек, что его нам прислали марсиане…

Юбилейный концерт в Цирке на Цветном бульваре «собрал несобираемое». Ведь цирковые артисты вечно на гастролях, но Росгоцирк собрал в одном зале несколько поколений циркачей со всей страны. Прозвучит банально, но праздник действительно удался. Цирк — это не только люди, но и звери, и главной звездой вечера стала слониха, которая в своем номере, катаясь на небольшом шаре, соперничала в грации с девочкой со знаменитой картины Пикассо.

Прямая речь

Владимир Мединский, министр культуры РФ:

— Мы знаем, что наш русский, советский, российский цирк — самый лучший цирк в мире. Это не лозунг: в этом году наш цирк получил два высших, главных в мире цирковых приза, которые — как «Оскар» в кино. Министерство культуры начало восстанавливать цирки, которые последние 20 лет находились в запущенном состоянии. Мы договорились, что к столетию все цирки России будут приведены в очень хорошее состояние. Сегодня, празднуя 95-летие, мы открываем программу восстановления всех российских цирков.


Самое читаемое сегодня

Главные новости дня