Очарование столичного модерна. Дома и судьбы

Очарование столичного модерна. Дома и судьбы

Но даже строительство коммунизма и воцарение нового порядка пощадило шедевры модерна на московских улицах. Разрабатывали и строили эти дома удивительные люди: инженерные эрудиты, старообрядцы-купцы и авантюристы. В книге Людмилы Соколовой «Московский модерн в лицах и судьбах» рассказывается и о тех, кто создавал эти произведения искусства, и о тех, кто их заказывал и жил в них.

Московский стиль модерна, безусловно, имеет свои отличительные черты. Шехтель, Кекушев, Щусев. Эти имена знакомы не только архитекторам. Вот, например, что вы можете узнать из книги о здании гостиницы «Метрополь». Раньше здесь располагалась гостиница с банями — второсортное заведение, хоть и построенное по проекту архитектора Осипа Бове. Принадлежало оно купцу Челышеву, и москвичи сразу окрестили его «Челыши». К концу XIX века здание обветшало и сильно диссонировало с центром меняющей свое лицо Первопрестольной.

Железнодорожному магнату, возглавляющему Северное домостроительное общество, Савве Мамонтову пришла в голову — голову гениальную! — идея создания на этом месте большого многофункционального гостинично-развлекательного (как сейчас бы назвали) комплекса. В 1899 году был объявлен конкурс архитектурных проектов. Победителями стали Лев Кекушев и Николай Шевяков. Но Савва Иванович, несмотря на то что сам помогал Кекушеву, волевым решением начал строительство по проекту двадцатипятилетнего Вильяма Валькота, который занял лишь четвертое место. Помимо зимнего сада, залов для выставок, концертного зала, ресторанов и магазинов проект предусматривал шестиярусный оперный театр на три тысячи мест — грандиозная мечта Мамонтова: «Чуть больше Венской оперы!» — который должен был стать домом для мамонтовской «Частной оперы». Но Мамонтова арестовали по обвинению в крупных растратах. С целью изменения проекта приглашаются… архитекторы Кекушев и Шевяков. Спираль истории замкнулась в круг!


Самое читаемое сегодня

Главные новости дня