Дальневосточные рыбные порты ушли с молотка

Дальневосточные рыбные порты ушли с молотка

По замыслу чиновников, это позволит повысить эффективность использования причалов, пирсов и прочих гидротехнических сооружений. Теперь бюджет не будет получать гарантированных арендных платежей от их использования, а деньги поступят от коммерсантов, только в том случае, если они смогут их заработать.

Это решение рыбных госменеджеров вызвало крайнее недоумение отраслевого сообщества. В ряде субъектов к делу уже подключилась прокуратура. По мнению экспертов, данная модель не только лишает предприятия отрасли горизонта инвестиционного планирования, но может привести к их остановке. Это приведет к уменьшению конкуренции на рынке портовых услуг, за которым неминуемо последует повышение цен на перегрузку всех видов грузов. Получается, что ФГУП Нацрыбресурс вместо получения дохода от сдачи в аренду государственного имущества решило забрать причалы у портов и либо создать на них свои порты (что практически невозможно без докеров, территории, кранов и погрузчиков), либо осчастливить управлением и распределением доходов существующих портов некие коммерческие структуры.

Как выяснило ИА Дейта, с 9 сентября 2014 года все морские причалы в Приморском крае, Камчатском крае, Сахалинской и Магаданской областях, закрепленные на праве хозяйственного ведения с 2008 года за ФГУП Национальные рыбные ресурсы (ФГУП Нацрыбресурс), подконтрольное Росрыболовству, переданы в ведение частной компании с правом заключать договора на оказание портовых услуг без участия существующих портов. Как подтвердили в пресс-службе Росрыболовства, по результатам проведенного открытого конкурса заключен договор на оказание агентских услуг на причалах ФГУП Нацрыбресурс в морских портах Дальнего Востока с ЗАО Глобойл Терминал с целью повышения эффективности использования гидротехнических сооружений.

В рамках договора планируется обеспечить увеличение количества судозаходов и грузооборота за счет расширения перечня оказываемых ЗАО Глобойл Терминал услуг для рыболовных и других судов, в том числе постановки судов к гидротехническим сооружениям и обслуживания судов; погрузо-разгрузочных работ; хранения грузов и иного имущества на территории гидротехнических сооружений; морского агентирования, – пояснили в ведомстве. – За оказание услуг предусмотрено вознаграждение в размере 10 процентов от платы, полученной по заключенным договорам, но не более 300 млн рублей. ЗАО Глобойл Терминал создано в 2002 году (юридический адрес: 692806, Приморский край, г. Большой Камень, ул. Аллея Труда, д. 24/2). Основным видом деятельности в базе СПАРК-Интерфакс указывается хранение и складирование нефти и нефтепродуктов. Учредители ЗАО Глобойл Групп и ООО Глобойл Восток. С 20 августа 2014 года обязанности генерального директора ЗАО Глобойл Терминал исполняет Евгений ЧУДНЫЙ. До этого времени обязанности генерального директора исполнял Олег НЕКРАШЕВИЧ, представляющийся первым заместителем генерального директора. В качестве конечного бенефициара упоминается Олег БУЗЫЦКОВ. По данным делового издания Коммерсант, в 2013 году чистый убыток Глобойл Терминала составил 50 млн. руб.

Возникает вопрос, каким образом новоиспеченный стивидор намерен оказывать услуги без наличия соответствующей портовой инфраструктуры (кранов, погрузчиков, холодильников и т.д.), не говоря уже о профессиональных рабочих. Ведь в оперативном ведении ФГУП Нацрыбресурс находятся исключительно причальные стенки и небольшой участок прилегающей территории. Напрашивается вывод, что вся затея с отказом предприятиям в аренде причалов организована с целью понуждения существующих предприятий поделиться выручкой от существующего бизнеса. Это же гораздо проще, чем зарабатывать деньги самим.

Отметим, что в соответствие с действующим законодательством РФ морские причалы и сооружения не подлежали приватизации, а остаются в собственности государства и передаются соответствующим портам в долгосрочную аренду. Например, ФГУП Росморпорт уже более 20 лет сдаёт от лица государства причалы в аренду ОАО Владивостокский морской торговый порт (ОАО ВМТП), а ФГУП Нацрыбресурс – ОАО Владивостокский морской рыбный порт (ОАО ВМРП).

К сожалению, договор аренды с самым крупным рыбным портом на Дальнем Востоке, через который проходит отгрузка порядка 35 процентов всей рыбной продукции Дальнего Востока – ОАО ВМРП – заключался на срок максимум пять лет. При этом в начале 2012 года ФГУП Нацрыбресурс отказалось традиционно продлить срок аренды причальных сооружений с Владивостокским рыбным портом, а также рядом других организаций на Дальнем востоке, что вынудило руководство рыбного порта обратиться в суд. Согласно картотеке дел Арбитражного суда Приморского края на 16 октября 2014 года запланировано заседание по вопросу об обязанности ФГУП Нацрыбресурс заключить договор аренды гидротехнических сооружений.

Кстати, в 2013 году ОАО Южморрыбфлот бессрочно продлило договор аренды через суд. Как считает гендиректор Южморрыбфлота Александр ЕФРЕМОВ, расторжение существующего договора аренды юридически будет затруднительно. Похожая спорная ситуация с причалами наблюдается и в Находке с портами ОАО НМРП, ОАО БАМР, и на Камчатке. В 2013 году грузооборот ОАО ВМРП составил 3,351 тыс. тонн, налоговые поступления – 550 млн рублей, в том числе 239 млн рублей в краевой и местные бюджеты. Согласно независимой оценке, ОАО ВМРП предложил при заключении договора аренды причальных сооружений арендную плату в размере 46,8 млн рублей в год, что в два раза превышает ставку, действующую до 31 декабря 2011 года.

Предложенная ФГУП Нацрыбресурс модель не только нелогична, но и наносит ущерб интересам государственного бюджета, – считают эксперты независимого рейтингового проекта Дальрейт. – Вместо получения стабильной арендной платы и содержания причалов в рабочем состоянии, чиновники заключают агентский договор без всяких гарантий получения доходов, поскольку минимальный объем платежей не устанавливается агентским договором и будет зависеть от размера выручки, полученной по договорам на оказание портовых услуг.

Напомним, что 6 августа 2014 года, президент РФ Владимир ПУТИН подписал указ О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ. 7 августа 2014 года вслед за указом последовало постановление правительства РФ о введение запрета на импорт из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии сроком на один год. Запрет распространился в том числе на рыбу и морепродукты.

В сложившихся условиях возможная остановка дальневосточных рыбных портов приведет к срыву поставок рыбы и морепродуктов в западные регионы России, спровоцировав дефицит рыбной продукции. Это идет вразрез с планами руководства страны на интенсивное импортозамещение в связи с введением продовольственных санкций.


Самое читаемое сегодня

Главные новости дня