Падение Римской империи

Падение Римской империи

Римский фестиваль родился всего 9 лет назад благодаря тогдашнему мэру «вечного города» Вальтеру Вельтрони - левацки настроенный синефил, он стремился привлечь в город толпы голливудских кинозвезд; его наследник на этом посту Джанни Алеманно, напротив, был склонен считать фестиваль пустой тратой денег, справедливо полагая, что два больших международных кинофорума Италии ни к чему. Между тем, бюджет Рима при Алеманно остался нетронутым — 13 миллионов евро, что очень немало, учитывая плачевное состояние экономики — как итальянской, так и мировой. При этом действо, разворачивавшееся в прошлые годы в огромном Аудиториуме Парко делла Музика, спроектированном Ренцо Пьяно, на фестиваль походило не очень.

Два года назад Рим резко повысил статус, благодаря смене места работы бывшего директора Венецианской Мостры Марко Мюллера. Со скандалом вырвавший себе новую должность Мюллер, известный своими пробивными способностями и связями в кинотусовке, провел ряд преобразований, но в этом году, ввиду кардинального сокращения бюджета (как говорят, больше, чем вдвое) свернул едва ли не все скромные достижения прошлого.

кадр из фильма «Без сознания» с Ричардом Гиром

Во-первых, Мюллер, раньше стремившийся как можно дальше развести Рим и Венецию, вновь передвинул фестиваль на октябрь. И отменил все конкурсные программы вместе с жюри, вернувшись к системе голосования зрителей, как это было здесь в первые годы — когда первый Римский фестиваль выиграл фильм Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Впрочем, не рассчитывая на то, что публика в этот раз сделает правильный выбор, ушлый директо заранее выписал почетные призы особенно важным для себя режиссерам — японскому «анфан терриблю» Такаси Миике и россиянину Алексея Федорченко. Именно Мюллер открыл екатеринбургского режиссера зарубежной публике, когда еще работал в Венеции, где с большим успехом были показаны и «Овсянки», и «Первые на Луне». В этом году в Риме показывают новый фильм Федорченко «Ангелы революции», а сам он получает приз под названием «Марк Аврелий будущего».

кадр из фильма «Черное и белое» с Кевином Костнером

Все это создает ощущение, что Мюллер прощается с Римом, где у него в этом году истекает контракт. Несмотря на то, что какую-никакую программу собрать ему все-таки удалось, а это непросто, ведь фестивальный сезон закончился и киномир затаился в ожидании Берлинале. Несмотря на то, что в Рим, как обычно, приедут большие звезды — от Бенисио Дель Торо и Клайва Оуэна до Кевина Костнера и Ричарда Гира. И все-таки Рим зачах, не успев расцвести. Сейчас даже смешно вспоминать о том, что когда-то этот фестиваль рассматривали в качестве серьезного конкурента Венеции. Старушка может дремать спокойно, ей никто не угрожает.


Самое читаемое сегодня

Главные новости дня