Триумф российского кино во французских Альпах

Триумф российского кино во французских Альпах


Во французских Альпах на горнолыжном курорте Лез Арк триумфом российского кино завершился очередной кинофестиваль европейского кино (13-20 декабря 2014). Гран-При форума получила картина «Дурак» Юрия Быкова, завоевавшая также Приз за лучшую операторскую работу (Кирилл Клепалов). В профессиональной секции «Work In Progress» лучшим из ещё не законченных европейских фильмов из десяти представленных был признан режиссёрский дебют актрисы Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои».

Фестиваль в Лез Арк за те 6 лет, что он проходит, сумел завоевать своё место в непростой и конкурентной сетке смотров кино в Европе. Сюда теперь стремятся попасть, здесь обязательно хотят побывать хотя бы 2-3 дня, что длятся Индустриальные дни, многие профессионалы кино. Ибо с первого фестиваля, его организаторы поняли одну важную вещь, необходимую сегодня для успеха на фестивальном поприще — хочешь успешного фестиваля для широкой публики, с приездом авторов фильмов и прессы, то постарайся придумать какую-то составляющую для кинопрофессионалов. Понятно, что настоящий кинорынок в Европе могут себе позволить только гранды — Канны и Берлин, и попытки других (Венеция и Рим) войти на эту территорию, пока не увенчались значимыми успехами.

В Лез Арк с первого фестиваля решили создать новые зоны встреч профессионалов, это Кампус европейских киношкол, Рынок европейских ко-продукций и пожалуй секция, вызывающая самый большой интерес и ажиотаж - «Work In Progress». Если родиться фестивалю помогла смелость компании Pierre & Vacances, владеющей инфраструктурой и отелями в Лез Арк (в первые годы бесплатно выделявшей гостям номера в отелях), то видя успех мероприятия, поддержать его решили европейская программа Медиа, различные европейские фонды и французские институции. Но важно отметить, что финансовая поддержка от европейских фондов, направленная, в первую очередь, на пестование творцов и профессионалов из стран Европейского Союза, не закрывает двери в мир европейского кинодома авторам из России, чему свидетелями мы стали в этом году, когда Россия была представлена практически во всех главных секциях фестиваля в Лез Арк.

В этом году в конкурсе фестиваля состязались 12 лент. В Лез Арк не боятся жанра, жанр здесь скорее уважают. Поэтому идя на просмотр любого конкурсного фильма, можно было смело доверять краткому описанию в каталоге, отсылавшему то к триллеру/детективу, то к социальным драмам, то к неопознанным кинообъектам, полных синефилии и эстетических наворотов. К первой группе, фильмов действия и расследования, можно было смело отнести четыре картины, из которых выделялись «Миниатюрный остров» Албьерто Родригеса, мастерски закрученная в духе Финчера и Линча история про серийного убийцу в глухой провинции в постфранкисткой Испании и английская бескомпромиссно-чернушечная лента «Гиена» Жерарда Джонсона, про отдел борьбы с наркотиками и его начальника в Лондоне конца 90-ых, самого сидящего по уши в наркотиках и сделках с мафией (Приз за лучшую роль Питеру Фердинандо).

За эстетические изыски и подковырки отвечали две ленты из Великобритании и Ирландии. Ирландская картина (с английским участием!) «Франк» Леонарда Абрахамсона уже вышедшая в прокат в России, ещё только начинает свой робкий меланхолический набег на европейские экраны (приз за лучшую музыку композитору Стивену Ренниксу). И здесь на фестивале представляла собой этакую посылку счастья из Ирландии, которая в этом году стала в Лез Арк приглашённой страной, представившей здесь около 15 наиболее ярких своих фильмов последних лет. Неразрешимой головоломкой для зрителей и, видимо, для жюри стала четвёртая в биографии Питера Стриклэнда картина «Герцог Бургундский» (автор прославился своими предыдущими картинами «Каталин Варга», «Студия звукозаписи «Берберян» по только что записанному концерту Бьорк «Биофилия»). В нереально изящно снятом фильме Стриклэнд на этот раз скрещивает итальянский «джалло» (форма) и роман воспитания в стиле «Истории О», не упуская из вида, достижения эротического кинематографа 70-ых. В мире матриархата и тотального отсутствия мужчин, пара подруг живёт насыщенной чувственной жизнью, построенной на выполнении строгих ритуалов подчинения, свободное время отдавая изучению мира бабочек. Фильм, о котором ещё будут немало спорить в Лез Арк вызвал скорее недоумение, чем оживление.

Внимание жюри и публики вызвали фильмы-драмы, социально ангажированные, точно расставляющие акценты политические и исторические. Именно в эту группу лидеров попал и фильм Юрия Быкова «Дурак», получив в конкуренты две достойные и сильные картины. Немецкая историческая драма дебютанта Джулио Риччиарелли «В лабиринте молчания» рассказывает о молодом прокуроре, который волею случая в 1958 году узнаёт об Освенциме и о том, что тысячи преступников, сеявших смерть, спокойно живут в послевоенной Западной Германии. Максималист и борец за правду, он потратит 5 лет, чтобы добиться проведения в Германии первого процесса над людьми, лишь «выполнявшими приказы», убивших и замучивших в Освенциме десятки тысяч людей. Закономерный Приз зрительский симпатий и Специальное упоминание жюри.

Фестивальный градус повысился после показа хорватской картины «Таковы правила» Огньена Свиличича. Несколько дней из жизни семейной пары среднего достатка, живущей в пригороде Загреба, позволяет Свиличичу сказать с одной стороны про здесь и сейчас в Хорватии, а с другой стороны, вывести конфликт в горние выси, невысокопарно поразмыслить о человеческом в человеке сегодня. Иво и Майя оказываются бессильными перед обстоятельствами: сын умирает в госпитале после избиения его хулиганами и хотя главный виновный известен, административная машина не имеет формальных поводов осудить виновного. По минимализму и точности режиссуры картина напомнила работу Кеслевского в «Декалоге». Иво должен сам пройти путь от жажды мести и наказания для виновника к пониманию того, что человек не может убить.

Моментом истины фестиваля стал показ российской картины «Дурак». История сантехника из русской глубинки не оставила равнодушными ни жюри, ни зрителей. Герой картины отказывается быть винтиком большой государственно-общественной машины и хочет вопреки всему спасти людей, над которыми нависла угроза обрушения дома. Такой образ человека-праведника, готового пойти буквально на смерть ради других, оказался очень близок и понятен жюри во главе с французским режиссёром Седриком Каном. Также важно заметить, что кроме гуманистического посыла фильма, жюри заметило и профессиональные достоинства ленты, чему стал оправданный Приз оператору картины Юрию Клепалову.

Возросшее значение индустриальной составляющей фестиваля в Лез Арк в этом году заметили наши продюсеры. На Рынке копродукции продюсер Юлия Мишкинене (компания Vita Aktiva) вместе с режиссёром Ангелиной Никоновой представили проект нового фильма «Тридцатая любовь», сценарий которого написан по мотивам рассказа Владимира Сорокина, а главную роль, Марину, должна сыграть Ольга Дыховичная.

В секции «Work In Progress» продюсер Наталья Дрозд познакомила профессионалов с отрывками из новой ленты компании СТБ (совместно с Мастерской «Сеанса») «Пионеры-герои», режиссёром которой выступила Наталья Кудряшова. Наталья известна как актриса: в 2010 году она была номинирована на театральную премию Золотая маска за лучшую женскую роль в спектакле «Обрыв» (режиссёр Адольф Шапиро, МХТ им. Чехова ), отучившись перед этим в театральном училище и режиссерской лаборатории Анатолия Васильева в «Школе драматического искусства» в Москве. Сейчас после нескольких успешных короткометражек пришёл черёд полнометражного дебюта по собственному сценарию. Действие фильма разворачивается в двух временах – в 1987 году и в наше время, происходит диалог между двумя мирами - миром советского детства и больших сверхидей, и нынешним безыдейным пространством. Три главных героя, Ольга, Катя и Андрей, тогда в детстве мечтали стать пионерами-героями, а сейчас оказались один на один с современной жизнью и временем, полным совсем других идеалов.

Фредерик Буайе, арт-директор Фестиваля европейского кино в Лез Арк

Расскажите о концепции фестиваля европейского кино в Лез Арк

С самого начала, а фестиваль в этом году прошёл уже в 6 раз, у нас была чёткая идея: показать европейский фильм от зарождения до его финальной готовности. У нас получилась своеобразная линейка: от кинокампуса (Village des Ecoles), куда мы приглашаем студентов из европейских киношкол, до Рынка копродукции, где к уже разработанным проектам могут подключиться заинтересованные компании из Европы.
Своё место в производственной цепочке заняла секция Work In Progress. Показ небольших фрагментов (не более 10 мин) в этой секции не только не мешает незаконченным картинам, часто находящимся в пост-продакшене, а наоборот, становится для них трамплином в счастливое будущее. Исландская картина «Paris of The North» Хафштайна Гуннара Сигурдсона (автора ленты 2011 года «Так или иначе», ставшей основой для американского римейка Дэвида Гордона Грина «Властелин разметки») после показа в этой секции в прошлом году попала, например, в конкурс в Карловых Варах-2014.

Здесь же в Лез Арк теперь по традиции собираются и французские компании-дистрибьюторы, которые присматриваются к новым фильмам на Рынке копродукции и в Work In Progress.
Но в первую очередь, фестиваль проводится для показа широкой панорамы актуального европейского кино, а зрителями становятся жители этого региона и гости высокогорного курорта — фестиваль заканчивается в день официального открытия горнолыжного сезона.

-Приятно видеть, что селекция европейских фильмов и проектов не ограничивается у вас границами Европейского Союза.

Мы и в прошлые годы приглашали русские фильмы. Так несколько лет назад в конкурсе с успехом был представлен фильм Алексея Учителя «Край», а Юрий Клименко получил Приз как лучший оператор. В этом году русские фильмы представлены практически во всех программах. И достаточно успешно выступили.

-Понятно, что каждый раз решение жюри носит единичный и уникальный характер. Но тем не менее, может бы вы можете как-то обозначить факторы, которые привели к победе фильм «Пионеры-герои» в профессиональной секции Work In Progress? Чем или как этот фильм на ваш взгляд смог поразить сердца членов профессионального жюри и выделиться на фоне других очень сильных представленных здесь картин?

Последнее слово всегда остаётся за жюри, а в этой секции оно было высокопрофессиональным: Сиа Эдстрём (Нордик Фильм Маркет фестиваля в Гётеборге), Карел Ош (директор фестиваля в Карловых Варах) и Конор Барри (продюсер из Ирландии). Но надо заметить, что это особая секция и в ней жюри оценивает не только сам фильм, но и его будущий потенциал. Перед фестивалем мы работаем с продюсерами каждого отобранного фильма, что-то подсказываем, на что-то особо обращаем их внимание. Им надо отобрать 2 — 3 сцены, общей длительностью до 10 минут. Так вот Наталья Дрозд, которая впервые приехала сюда в Лез Арк представить картину, очень внимательно отнеслась уже к этому этапу и предложила 3 совершенно разных по психологическому рисунку сцены, которые возбудили у присутствующих желание посмотреть фильм и узнать про него побольше. На представлении фильма перед аудиторией, Наталья также оказалась сильнее всех остальных. Она смогла очень точно и эмоционально представить картину, над которой в основном работали женщины. В итоге решение жюри было единогласным и фильм «Пионеры-герои» стал победителем.

-Ваши пожелания и напутствия профессионалам из России

Мы нуждаемся в более широком представительстве российских продюсеров и авторов здесь в Лез Арк. Наш Рынок копродукции открыт, как самым малобюджетным проектам, так и фильмам с большими бюджетами (до 10 миллионов евро). У нас нет ограничений по жанрам. Единственное требование - не менее 20% от будущего бюджета уже должны быть подтверждены частной компанией или государственным органом. Наша секция Work In Progress, как мы увидели в этом году, только выигрывает, если в неё попадают новые сильные фильмы из России.

Ваня Калуджерчич, директор профессиональной программы Фестиваля европейского кино в Лез Арк

-Важной частью вашего фестиваля стало традиционное приглашение сюда, в Лез Арк, студентов европейских киношкол.

Со дня основания фестиваля мы решили приглашать студентов и выпускников киношкол. Эту часть программы, которая, наверное, не бросается в глаза и не совсем заметна, но важна для функционирования всей профессиональной программы фестиваля в будущем, мы назвали Деревней киношкол (Village des Ecoles). Задача кинокампуса — искать новые молодые таланты и одновременно налаживать связи и сотрудничество между европейскими киношколами. Поддерживает эту инициативу европейская программа Media, а координирует работу Лондонская киношкола, проводящая до фестиваля в течение года в разных киношколах 2 — 3 воркшопа, в ходе которых отобранным студентам помогают оформить и подготовить проекты фильмов, которые они могут представить на нашем Рынке копродукции наравне с 25-ю «взрослыми» проектами. Для студентов — это настоящая проверка боем.

Работа кинокампуса с этого года длится весь срок фестиваля. Это мастер-классы, семинары, разборы условий съёмок и бюджетирования уже снятых трёх известных европейских фильмов с их продюсерами, а в этом году для 8 студентов из 50-ти приглашённых и встречи на Рынке копродукции с заинтересовавшимися их проектами профессионалами.
Интересно, что у нас теперь есть фраза «ребёнок Лез Арк» - когда проект развивается до готового фильма, переходя их секции в секцию, доходя до программы фестиваля.
В программе фестиваля этого года, например, представлен немецкий фильм Тилля Кляйнерта «Самурай». Два года назад Кляйнерт, тогда ещё студент, представлял проект фильма «Самурай», который стал его дипломным фильмом в киношколе в Берлине, прошёл мировой премьерой на Берлинале-2014 в секции «Немецкие перспективы» и международной в Трайбеке в Нью-Йорке в этом году. А теперь мы показываем «Самурай» у нас, в том месте, где он можно сказать, зарождался.

-Как вы выбираете киношколы, с которыми работаете?

Есть несколько постоянных участников программы, таких как Лондонская и Берлинская киношколы и ФЕМИС в Париже. К ним каждый год добавляются другие. В прошлом году было много школ из балканских стран. В этом году приехали киношколы из Румынии и Ирландии. Зная о славной истории и традициях профессионального кинообразования в России, мы мечтаем принять студентов, например из ВГИКа и с Высших режиссёрских и сценарных курсов.

-Расскажите о русском участнике Рынка копродукции этого года.

Среди 25-ти отобранных для Рынка копродукции проектов оказался новый фильм режиссера Ангелины Никоновой «Тридцатый любовь», в котором Ольга Дыховичная сыграет главную героиню Марину, мятущуюся тридцатилетнюю преподавательницу фортепиано в Москве 83-го года.
Фильмом заинтересовалась знаменитый продюсер Мариан Слот, которая уже более 25 лет работает на всех фильмах Ларса фон Триера. Приехать сюда и сразу получить такую поддержку — это очень важно для молодого режиссёра. Свою заинтересованность в партнёрстве высказали известные продюсеры из Германии, Бельгии и других стран. С ними постарались встретиться практически все сейл-компании (около 15), представленные здесь в Лез Арк. Надеюсь, что Ангелина и Юлия получили заряд оптимизма и надежды, а также укрепились в мысли, что их фильм стоит на верном пути, и они смогут снять картину как и намечают в 2015 году.

Автор: Игорь Гуськов, Лез Арк, Франция




Самое читаемое сегодня

Главные новости дня