Бюджет ограничивает независимость Нацбанка

Бюджет ограничивает независимость Нацбанка

Статья 16 бюджета предлагает выделение до 36,5 млрд грн для покупки в госсобственность акций банков, статья 17 – до 20 млрд грн Фонду гарантирования вкладов, статья 18 – неопределенную сумму госдолга на акции госкомпаний в энергетическом секторе, статья 19 – до 31,5 млрд грн для «Нафтогаза».

Учитывая сложную экономическую ситуацию, правительству, может, необходимо протянуть руку помощи для решения временных проблем потенциально прибыльных предприятий. Аналогичную политику применяли развитые страны в периоды кризисов, в том числе – во время Великой рецессии 2007-2009 годов.

Однако такая поддержка осуществляется за счет общества, которое пользуется деньгами центробанка через высокий уровень инфляции и ослабление валюты.

Более того, иногда компании, которым предоставляется такая поддержка, перебывают в хроническом дефиците и, таким образом, оказывают постоянную, а не временную нагрузку на бюджет.

Следовательно, необходимо выделять средства только в том случае, если альтернативный вариант является более дорогостоящим для общества.

Чтобы выяснить, что это именно тот случай, общественность должна получить доступ к подробным финансовым отчетам предприятий, нуждающимся в финансовой помощи. Например, покупка акций банка, возможно, поспособствует росту капитала государственных банков.

В то же время Кабмин может оказывать давление на эти банки в плане пре 1000 доставления кредитов не на основе экономических, а политических факторов, или в случаях кланового капитализма, когда стоящие у власти олигархи обслуживаются в преференциальном режиме.

3 декабря 2014 года Кабинет выдал распоряжение «О мерах по стабилизации ПАО «Одесский припортовый завод». Согласно документу государственный Ощадбанк предоставит кредит в размере 5 млрд грн Одесскому припортовому заводу для расчетов по договору купли-продажи газа с «Нафтогазом».

Еще не ясно, достаточно ли имеется обеспечения для покрытия кредита, потому что первоначальная продажа 5% акций завода имеет начальную цену лишь 39 млн грн, составляя его полную исходную цену в сумме 780 млн грн.

Скорее всего, рыночная цена намного выше. Ранее были озвучены оценки, что приватизация завода может принести до 1 млрд долл. Тем не менее, спасение госпредприятия за счет кредитования государственными банками, которые будут профинансированы НБУ, мягко говоря, сомнительно.

Другой пример – «Нафтогаз». Компания даже сейчас не обнародовала аудит своих балансов за последние несколько лет и не предоставила четкой информации об уровне цен на газ для обеспечения ее устойчивости и безубыточности.

По моему мнению, необходимо ввести определенные правила для ограничения практики принудительной покупки государственного долга со стороны НБУ.

В бюджете необходимо предоставлять не только показатели традиционного, но и «широкого» дефицитов, как это делает МВФ. Эти данные включают в себя операционные дефициты госкомпаний, включая «Нафтогаз».

Все бюджетные статьи расходов должны иметь четко определенные показатели, верхние пределы – в отличие от статьи 18 госбюджета на 2015 год.

Деньги должны выделяться для финансирования только фактического и незапланированного дефицита государственных компаний, за исключением выплаты долгов, которые возможно запланировать заранее.

Все компании и учреждения, на которые распределяются государственные долги, должны предоставлять свои подробные балансы, чтобы показать реальные финансовые потребности и запланированные меры по уменьшению дефицита.

Все компании, профинансированные за счет государственных долгов, должны обнародовать все свои 2000 сделки свыше определенного лимита, скажем, 10 млн грн, для улучшения общественного контроля.

В этом случае нет необходимости принимать во внимание раскрытие коммерческой тайны, потому что в конечном счете все государственные компании принадлежат общественности.

Необходимо перечислить другие варианты финансирования, такие как продажа активов, внешнее финансирование, и только если они являются неприемлемыми или недоступными, происходит финансирование за счет государственного долга.

Часть госдолга, скажем, 10%, выданная компании, перед тем как продать его НБУ, должна быть выставлена на продажу на вторичном рынке, а центральный банк должен покупать долг по рыночной, а не номинальной цене.
Источник: domik.ua


Самое читаемое сегодня

Главные новости дня