«Вальпургиева ночь» получилась трансцендентально!

«Вальпургиева ночь» получилась трансцендентально!

Марк Захаров давно собирался поставить современную классику. И вот поиски материала сверстались в спектакль «Вальпургиева ночь» по мотивам произведений Венедикта Ерофеева. В театральной среде считается, что проза Венедикта Ерофеева обладает особой сценичностью. Захаров это сходство уловил и перенес ерофеевское словозвучие на сцену. В итоге получилась философско-поэтическая притча, с острым углом зрения на нашу современность.

- Название дала одноимённая пьеса Венедикта Ерофеева, но на самом деле мы использовали все основные его произведения, включая знаменитую поэму «Москва-Петушки», «Записки психопата», пьесу «Вальпургиева ночь», дневники писателя, - пояснил, что легло в основу либретто, Захаров. - В созданном Венедиктом Ерофеевым сюрреалистическом аномальном мире он коснулся болевых точек и проблем, которые волнуют нас и сегодня. Мы задумали показать творчество Ерофеева как квинтэссенцию некоторых сторон русской жизни, с его помощью заглянуть в наше сознание и подсознание, причём так, чтобы спектакль получился и эпатажным, и парадоксальным. Но главное – достаточно серьёзным.


Фото: Екатерина Цветкова

На роль Венички Ерофеева пригласили Игоря Миркурбатова из МХТ им.Чехова. Артиста, с одной стороны, проверенного: он уже сыграл на сцене Ленкома заглавную роль в спектакле «Борис Годунов», а прежде перевоплощался в Веничку с постановке израильского театра «Гешер». С другой стороны, Миркурбатов все еще новое лицо на московских подмостках. У его Венички особое мировосприятие и нежная, ранимая душа, хоть и пребывает весь спектакль в состоянии «окосения». В этом запойном странствии он встречается с разными такими же нетрезвыми и колоритными персонажами. Вместе с ними зритель отправляется в путешествие между миром реальностью и галлюцинациями.


Фото: Екатерина Цветкова

Первой в этом занимательном «роуд-муви» повстречалась буфетчица из вокзального ресторана, которая отказалась принести Веничке хересу. Она же его любимая Зиночка (Александра Захарова), которая поет под собственный аккомпанемент в вагоне электрички. Рядом с ней, как будто бы едет в той же электричке, из мира грез является белокурая полуобнаженная Афродита. Она энергично трясет бедрами и обвивает героя длинными ногами. У каждого актера свой сольный номер, своя сатирическая реприза. Зрители вместе с Веничкой наблюдают за ними. Колоритную парочку: деда Митрича и его внучка сыграли Сергей Степанченко и Дмитрий Гизбрехт. Кстати, потом Гизбрехт перевоплощается в Сфинкса, танцует инфернальный танец и мучает Веничку абсурдными загадками. Побег из сумасшедшего дома и прыжок на ходу поезда осуществляет Черноус (Александр Балуев, Виктор Раков). В роли флегматичного доктора-психиатра - Виктор Вержбицкий. Есть еще умный и пьяный пассажиры, которые наливают и пьют в электричке. И в конце радостно говорят: «Транс-цен-ден-тально!». Даже три ангела в спектакле имеются: младший, средний, главный. У ангелов иной раз вырвется крепкое словцо, которое принято называть нецензурной лексикой, и без которой проза Ерофеева неотъемлема. Но в данном случае зрители восприимчивы и к словесным играм, и к шуткам. Не смеются они лишь в конце спектакля, когда Веничка уже всерьез, а не шуточно говорит: «И с тех пор я не приходил в сознание, и никогда не приду».

Венедикт Ерофеев создавал миф об одиночестве умного и неприкаянного человека. Марк Захаров показал, как парадоксально эти рефлексии воплощаются в жизни.


Фото: Екатерина Цветкова

Самое читаемое сегодня

Главные новости дня